За прошедшие годы франчайзеры осознали, какое влияние обучение оказывает на успешное ведение деятельности. Именно поэтому образовательные программы сейчас являются важной составляющей договоров франчайзинга. Но есть ли в этом смысл для франчайзи? Разбираемся в вопросе.
Зачем учиться у франчайзера?
Практически каждая франшиза предлагает программу обучения для франчайзи. Это особенно важно, если франчайзи новичок в отрасли. Но даже опытные бизнесмены нуждаются в обучении, поскольку каждая франшиза имеет свои нюансы и особенности.
В первую очередь это нужно, чтобы помочь франчайзи заложить прочный фундамент, на котором они смогут строить бизнес, следовать стандартам бренда и разделять корпоративные ценности франчайзера, а также достигать финансовых результатов.
В целом обучение франчайзи и его сотрудников в рамках франшизы ― важный инструмент как для франчайзера, так и для его партнеров. В этой статье расскажем о том, чем выгодно такое обучение для обеих сторон, и разберемся, насколько оно эффективно.
Выгода для франчайзера
Франчайзер заинтересован в том, чтобы его франчайзи предлагали товары или оказывали услуги одинаково высокого качества, как и сам владелец бренда. Обучение помогает убедиться, что сотрудники франчайзи понимают и соблюдают стандарты, тем самым поддерживая репутацию компании.
Квалифицированные сотрудники обычно более производительны и способны обслуживать клиентов эффективнее. Обучение развивает навыки и знания, необходимые для оптимизации бизнес-процессов и увеличения продаж.
Во время обучения франчайзер также рассказывает франчайзи про соблюдение законов и нормативов, что в дальнейшем помогает избежать юридических проблем, штрафов и других негативных последствий для бизнеса. А еще обучение снижает вероятность ошибок, несчастных случаев и других непредвиденных событий, которые могут повлиять на бизнес франчайзи.
Процесс обучения в целом способствует лучшей коммуникации и партнерству между франчайзером и франчайзи, так как демонстрирует заботу франчайзера об успехе партнеров.
Выгода для франчайзи
Наличие образовательной программы от владельца бренда свидетельствует о том, что компания надежна и стремится соблюдать высокие стандарты работы. Франчайзер уже разработал модель бизнеса, а обучение помогает франчайзи усвоить методики, процессы и практики, которые делают эту модель успешной.
Обучение может включать в себя менторство и поддержку от франчайзера. Это полезно в решении текущих проблем и вопросов, а также в планировании будущего развития бизнеса.
В рамках образовательных программ, как правило, даются не только основные знания, необходимые для запуска бизнеса, но также рассматриваются темы продаж, маркетинга и управления персоналом.
Готовые программы обучения у франчайзера также позволяют экономить время и деньги, необходимые для подготовки персонала. Франчайзи не нужно брать на себя ответственность и решать, какие конкретные виды обучения в данный момент нужны его сотрудникам, а затем ломать голову, как провести аттестацию.
Как проходит обучение
Обучение может быть очным и заочным. У каждого из вариантов есть свои плюсы и минусы. В очном формате легче отслеживать обратную связь от слушателей, мотивировать их, следить за тем, насколько эффективно усваивается учебный материал и оперативно отвечать на вопросы. Однако в таком случае студентам приходится выпадать на какое-то время из рабочего процесса.
Как правило, обучение начинается перед тем, как проект будет запущен. Крупные бренды настаивают на обязательном личном участии франчайзи в тренингах, чтобы удостовериться, что новый партнер полностью понимает, как работает франшиза, и какие бизнес-процессы нужно наладить. Иногда это условие становится неотъемлемой частью соглашения при покупке франшизы. Если владелец бренда не придает обучению никого значения, то это плохой знак.
Многие франчайзеры использовали онлайн-формат обучения еще до пандемии, однако после введения ограничений он стал чрезвычайно популярным. Основные плюсы онлайн-обучения заключаются в том, что франчайзи или сотрудники учатся, находясь в других городах, странах и часовых поясах. Курсы могут проходить в комфортном темпе и в удобное время. Вместе с этим качество обучения теперь зависит от самого обучающегося. Сегодня доступно много инструментов для оценки эффективности обучения, но все же требуется активная вовлеченность учащегося.
Онлайн-модули, созданные и записанные заранее, менее гибкие по сравнению с «живыми» уроками, но налаженная обратная связь сглаживает этот момент. Компетентные франчайзеры способны даже создавать индивидуальные образовательные программы и разрабатывать новые учебные модули под запросы франчайзи. Эти программы учитывают реальные возможности для развития у партнеров и текущие потребности их бизнеса, обеспечивая максимальную эффективность от обучения.
Стажировки, учебные курсы, тренинги, вебинары, анализ кейсов и обмен опытом с франчайзером представляют собой эффективные и полезные инструменты. Обучение напрямую влияет на улучшение финансовых показателей бизнеса, способствует повышению профессионального уровня сотрудников, помогает выявлять проблемы и находить способы их решения. При покупке франшизы всегда интересуйтесь, предоставляет ли владелец бренда обучение. Наличие образовательных программ ― хороший признак продуманной франшизы.