Окупаемость инвестиций ― показатель, который волнует всех франчайзи. Сколько надо вложить? Как рассчитать срок возврата инвестиций? Можно ли верить этим цифрам? Обо всем расскажем в этой статье.
Вкладываем и возвращаем
Для начала разберемся в терминах. Сроком окупаемости (или РР ― payback period) называют период, за который вложения на первоначальном этапе запуска франшизы возвращаются в полном объеме. На следующих этапах развития бизнес должен приносить постоянный доход, который и станет прибылью франчайзи.
Разберем на конкретном примере, на что необходимо потратить деньги, когда открываете свое дело по франшизе. Для партнеров магазина японской и паназиатской кухни Суши Wok список будет таким:
- Паушальный взнос ― стартовый единоразовый платеж, который франчайзи обязуется выплатить франчайзеру сразу после подписания договора. Партнер в обмен на заранее оговоренную сумму получает пакет документов с подробным описанием бизнес-модели, рецептурами, технологическими картами и стандартами работы.
- Ремонт помещения, декор и оформление. Итоговая цифра будет зависеть от метража помещения и от его исходного состояния.
- Закупка инвентаря и оборудования. Потребуется плита, холодильник, рисоварка, специальная печь, чтобы запекать роллы, разделочные доски, ножи, гастроемкости. Полный список необходимого предоставит франчайзер, поэтому не придется покупать ненужное и тратить лишние деньги.
- Изготовление вывески и печать рекламных материалов. Вывеску, как правило, нужно установить заранее, а не в ночь перед открытием, чтобы она уже привлекала внимание прохожих. О подобных нюансах маркетологи Суши Wok обязательно рассказывают своим партнерам. А также команда бренда передает франчайзи дизайн-макеты листовок, меню и пр.
- Пошив фирменной одежды для персонала, покупка продуктов, сумок для курьерской доставки, упаковки, чистящих и моющих средств, канцелярских товаров, а также оплата командировочных расходов. Специалисты франчайзингового отдела Суши Wok включают в смету все мелочи, чтобы партнер заранее знал, к чему готовиться.
Франчайзер должен предоставить партнеру детальную раскладку по затратам. Не поленитесь уточнить обо всех скрытых и дополнительных расходах, чтобы в дальнейшем избежать неприятных сюрпризов. Суммы первоначальных инвестиции у разных франшиз будут разными, но подозрительными выглядят те предложения, владельцы которых обещают запустить бизнес без вложений.
Так как когда оно окупится?
Предсказать трудно. Не стоит серьезно относиться к тем франчайзерам, которые клятвенно обещают, что через месяц вы вернете свои вложения. Срок зависит от ряда факторов и не на все из них можно повлиять. Обычно опытные франчайзеры называют примерный период окупаемости. Это может быть и 5–11 месяцев, и от года до полутора лет.
Срок окупаемости инвестиций можно подсчитать двумя способами. В первом случае общую сумму вложений делят на ежемесячный или ежегодный доход. Второй метод строится на следующей формуле: итоговую цифру инвестиций делят на доход, из которого предварительно вычитают ежемесячные или ежегодные издержки.
Показатель срока окупаемости необходим, чтобы оценить разумность вложений в конкретный проект. Чем больше будет срок окупаемости, тем рискованнее это предприятие. Нужно понимать, что при расчете показателя окупаемости невозможно учесть все риски и форс-мажоры. Цифра все равно останется примерной. Тем не менее на нее нужно ориентироваться при выборе франшизы. Не верьте на слово владельцу бренда, перепроверьте его расчеты. И если цифры совпадут, то это будет хорошим знаком для вас.