Бренд Birkenstock не только разрушает все стереотипы, но и создает их. Найти эти сандалии на Неделях моды так же легко, как и в обычных гостиных по всему миру. Нет сомнений, что бренд выдержал испытание временем — 250 лет, если быть точным. В новой статье рассказываем об истории этого уникального продукта.
Сандалии на все времена
Компания Birkenstock основана в 1774 году в немецком городке Ланген-Бергхайм Иоганном Адамом Биркенштоком, который в местных церковных архивах значился как «вассал и сапожник». Чуть более века спустя, в 1896 году, потомок Иоганна Конрад Биркеншток разработал первую гибкую стельку — особенность, которая станет определяющей для будущих поколений обуви Birkenstock.
Примечательно, что компания на протяжении всего своего существования находилась в семейной собственности, пока в начале 2021 года контрольный пакет акций не был продан L Catterton, фирме, которую поддерживает Бернар Арно из LVMH.
Но вернемся в 19 век к Конраду Биркенштоку, который после того, как сконструировал уникальную стельку, решил рассказать о ней всем. Он провел более десяти лет, путешествуя по Германии и Австрии, показывая революционное изобретение. Конрад читал лекции мастерам-сапожникам и гильдиям, объясняя свои идеи, и раздавая лицензии на дизайн другим мастерам.
Это стремление обратить других в свою веру сохранилось и в будущем. Компания десятилетиями создает учебные курсы и книги, которые продаются сотнями тысяч экземпляров.
Признание
Настоящий прорыв в истории бренда произошел во время Первой мировой войны, когда в 1916 году франкфуртский госпиталь Фридрихсхайн нанял компанию для производства ортопедической обуви для раненых солдат.
В 1925 года у семьи Биркеншток появился собственный завод для изготовления стелек. Сын Конрада, Карл, взял на себя ответственность за продвижение продукции. В 1932 году он открыл курсы по подиатрии. Ежедневно Карл не только делился знаниями о здоровье ног, но и публиковал книги на эту тему. Издания разошлись тиражом в несколько сотен тысяч экземпляров, укрепив авторитет семьи в глазах потребителей.
В середине 20 века одним из ключевых продуктов компании были сандалии, состоящие из четырех слоев. Первым был джут, за ним следовал амортизирующий слой из пробки и латекса, затем снова джут, и, наконец, замша.
В 1963 году Карл Биркеншток представил инновационный продукт: спортивные сандалии. Они отличались тем, что имели тонкий ремешок, требующий напряжения ног, чтобы обувь не слетала. Это был специальный ход: добавить спортивной активности, помогая укрепить мышцы покупателей.
Новые рынки
В 1966 году американка немецкого происхождения Марго Фрейзер приобрела свои первые Birkenstock. Обувь идеально подошла ее больным ногам. Марго не раздумывая приобрела еще несколько пар для своих друзей и привезла в США. Она не была первой, кто привез Birkenstock в Америку, но огромная предпринимательская энергия Марго заставила ее открыть представительство компании в США.
Бизнес в США поначалу не радовал показателями. Марго вынуждена была разрабатывать стратегии развития, искать новые маркетинговые подходы. В начале она решила предлагать обувь через магазины, специализирующиеся на товарах для здорового образа жизни. Фокус на пользе принес результаты: те, кто проводил целые дни на ногах, стали покупать Birkenstock.
Необычные сандалии привлекли еще и тех, кто ценил естественность. Сюда входили и хиппи, и обычные молодые люди, которые выбирали обувь не только из-за удобства, но и из-за экологически чистых материалов, используемых в их изготовлении.
Инновации
В 1973 году благодаря электромеханической формовочной машине на немецком заводе Birkenstock выпустили свой первый блокбастер. Они назвали пару «Аризоной», положив начало традиции космополитичных названий. Позже свет увидели «Бостон», «Цюрих», «Гиза».
В 1984 году Алекс, сын Карла Биркенштока, присоединился к компании. Через четыре года он предложил внедрить в производство специальный клей ― обувь стала еще экологичнее.
Новый взгляд
В начале девяностых году глава семейства поделил компанию на несколько десятков предприятий и доверил управление трем сыновьям. Братья имели разные представления о будущем бизнеса, а их конфликты пришлись на период стагнации компании. В течение 90-х годов темпы роста составили приблизительно 2% ежегодно.
Основная претензия клиентов всегда была связана с внешним видом пусть удобной, но для многих уродливой обуви. Для потребителей они выглядели не просто неэстетично, а по-настоящему отталкивающе. Компания решила справиться с этой проблемой через подиум. В начале девяностых Кейт Мосс надела пару для съемки глянцевого журнала. А три года спустя дизайнер Марк Джейкобс включил сандалии в свой модный показ. В следующем десятилетии «биркенштоки» уже примерили Джуд Лоу и Гвинет Пэлтроу.
Скоро ассортимент пополнился линией антистатической обуви ESD, предназначенной специально для работников общепита, медицинских работников и электриков.
В начале 2000-х на рынке появился бренд Beautystep от компании Susanne Birkenstock International. Покупатели были уверены, что покупают оригинальные сандалии, но все оказалось иначе. После развода с Кристианом Биркенштоком его бывшая супруга Сюзанна запустила собственное производство. Но вмешался суд и постановил удалить слово Birkenstock из названия, чтобы не вводить потребителей в заблуждение.
Наши дни
В условиях замедления роста бизнеса семья Биркеншток приняла решение передать руководство компанией в руки опытных менеджеров. Впервые за все время существования компании управление перешло к внешним специалистам. За шесть лет профессионалам удалось увеличить объем продаж более чем в два раза. Компания представила линейку косметики и товаров для сна.
В 2021 году компания, как мы уже упоминали, перестала быть семейным предприятием. После продажи долей в семейном бизнесе инвестиционной компании L Catterton братья Биркеншток стали миллионерами.
Но история на этом не заканчивается. Учитывая сочетание немецкой инженерии, дальновидного мышления и безошибочной эстетики, неудивительно, что Birkenstock еще долго будут оставаться синонимом слова «сандалии».