Коммуникация в современном мире значит все. Если вы не умеете общаться с окружающими, то не стоит ждать успеха в делах. Собрали несколько советов, которые пригодятся при переговорах с деловыми партнерами, коллегами, начальником или подчиненными.
Не все рождаются с врожденными навыками ведения переговоров. К счастью, существуют проверенные способы стать хорошим переговорщиком. Для этого потребуется соблюдать некоторые основные принципы, которые помогут сфокусироваться на конечной цели ― успешном достижении соглашения, приемлемого для обеих сторон.
Видеть цель
До того, как начнете переговоры, подумайте об их главной цели. Сформулируйте ее про себя и проверьте на соответствие следующим критериям: точность, актуальность, измеримость, реалистичность. Кроме того, цель должна быть ограничена во времени, чтобы сроки ее достижения были понятны всем участникам процесса.
Как только цель четко определена, подумайте о том, чего ожидаете от переговоров. Вас устроит только стопроцентный результат или же вы готовы пойти на некоторые уступки, чтобы диалог прошел не впустую. Заранее определитесь, в чем конкретно готовы дать заднюю, а что ― дело принципа.
Тщательно готовиться
Вы упростите себе задачу, если продумаете план переговоров в деталях. Разыграйте несколько диалогов с разными вариантами развития событий. Попробуйте предугадать реакции собеседника, что его может порадовать, а что ― разозлит. Заранее решите, какого стиля в переговорах будете придерживаться: дружелюбного, жесткого, гибкого и пр.
Второй важный этап ― исследовательская работа. Необходимо собрать информацию о потенциальном партнере, компании или продукте. Изучите будущего собеседника и предмет переговоров как можно подробнее. Обратитесь к поисковикам, профилям в социальных сетях и к общим знакомым. Это поможет найти слабые стороны, схожие интересы и подобрать верные аргументы для убеждения.
Поддерживать непринужденный разговор
Успех переговоров зависит от атмосферы. Она может быть как располагающей, так и вызывать у оппонента желание поскорее уйти. Поэтому ни к чему не обязывающая беседа так важна перед основным этапом обсуждения. Во время этого короткого разговора можно заинтересовать партнера, расположить его к себе и настроить на нужный лад. Small talk должен быть ненавязчивым и естественным. Подумайте заранее о подходящих темах, чтобы в процессе не возникло долгих пауз и неловкости.
Не надеяться на память
Во время переговоров лучше фиксировать все договоренности и сроки. После их завершения будет проще восстановить диалог и не упустить важное. В дальнейшем такой протокол встречи поможет быстро разработать план действий и сразу приступить к его реализации.
Итоги переговоров в письменном виде также можно отправить собеседнику. Со своей стороны он проверит, что вы все поняли правильно, а заодно получит напоминание о том, какие обязательства он на себя взял.
Не вступать в конфликты
Договариваться с другими ― сложная задача. Бывает, что переговоры идут не по плану и обстановка накаляется. Постарайтесь воздержаться от конфликтов и резких замечаний, о которых потом можете пожалеть. Контролируйте эмоции и не принимайте поспешных решений. Если не знаете, как поступить, то лучше попросить время на размышления и только после этого дать взвешенный ответ.
Отслеживайте реакции собеседника и не позволяйте манипулировать. Как только заметили, что вами пытаются помыкать, мягко, но настойчиво дайте ответную реакцию. Всегда думайте о цели, к которой нужно прийти. Это поможет действовать с холодной головой.
Искусство договариваться, убеждать других, добиваться большего, реагировать на нестандартное поведение и управлять конфликтными ситуациями ― это навык, который поддается развитию. Чем больше вы его тренируете, тем быстрее получите нужный опыт. Поэтому не стесняйтесь практиковаться дома, на работе или даже в кафе.