Папа может

Настоящая американская мечта, тяжелый труд или череда случайностей? Рассказываем противоречивую историю одного из крупнейших мировых франшиз ― сети пиццерий Papa John's.

Papa John's ― третья по величине сеть доставки пиццы в Соединенных Штатах, уступает только Pizza Hut и Domino's. У нее больше 5000 филиалов, работающих по всему миру.

В высококонкурентном сегменте ресторанной индустрии Papa John's сумела занять свою нишу, предлагая ограниченное меню под слоганом «Лучшие ингредиенты. Лучшая пицца». Но помимо вкусной пиццы компания также известна своей любопытной и временами спорной историей. Давайте узнаем больше о Papa John's и обо всем, через что она прошла.

От кладовки до фабрики теста

Идея создать компанию возникла в голове 23-летнего предпринимателя, который чувствовал, что знает, как приготовить пиццу лучше конкурентов. В сентябре 1983 года Джон Шнаттер вернулся после университета в родной город Джефферсонвилл, чтобы взять на себя управление баром, совладельцем которого был его отец. Таверна, известная своими кулачными боями и сомнительной клиентурой, находилась на грани финансового краха, а на ее пороге толпились кредиторы, требовавшие вернуть долги.

В первую неделю Шнаттер почистил и перекрасил бар, снизил цены на пиво, добавил больше бильярдных столов и видеоигр. Кроме того, он начал продвигать бар с помощью рекламных акций. Всего за три месяца ему удалось погасить половину кредитов. 

Но амбиции Джона простирались далеко за пределы прокуренного пивного заведения. В марте 1984 года он предложил своему деловому партнеру Бобу Эрингеру идею увеличить доходы бара за счет продажи пиццы. Шнаттер превратил кладовку для метел в задней части таверны в помещение для приготовления пиццы. А чтобы приобрести необходимое оборудование, он продал свой автомобиль Chevrolet Camaro.

В те дни Шнаттер и его напарник работали с 9 утра до 2 ночи. В течение первых шести месяцев пиццерийный бизнес приносил всего от 1000 до 1500 долларов в неделю. Но по мере того, как заведение становилось известнее, продажи увеличивались. К марту 1985 года два партнера вместе с несколькими помощниками готовили от 3 до 4 тысяч пицц в неделю.

Поскольку бар отца уже стал финансово устойчивым, а на кухне «кладовой для метел» не хватало места, чтобы удовлетворить растущий спрос, Шнаттер и Эрингер присмотрели пустующее торговое помещение по соседству, где они могли бы открыть свой первый ресторан. В январе 1986 года партнеры официально зарегистрировали компанию, а спустя еще год они продали пивной бар, чтобы больше времени уделять Papa John's.

Стратегия, которая принесла им такой быстрый успех, была проста: готовьте лучшую пиццу и продавайте ее по конкурентоспособной цене. Чему Шнаттер научился, работая студентом в пиццериях, так это тому, что продуктовая линейка должна быть небольшой и понятной. Когда другие рестораны предлагали и салат-бары, и куриные крылышки, он сконцентрировался на производстве «идеальной пиццы» и ее своевременной доставке. Шнаттер также придумал бонус: к каждой пицце прилагался контейнер с фирменным чесночным соусом. Благодаря этой стратегии выручка Papa John's за первый год составила 500 000 долларов, а компания открыла еще два ресторана.

Чтобы подготовить Papa John's к расширению, дальновидный Шнаттер построил фабрику по производству теста рядом со штаб-квартирой корпорации. Это позволило быстро снабжать заведения свежим тестом для пиццы. Систему, организованную на фабрике, также называют одним из ключевых фактор успеха Papa John's. Она не только сократила трудозатраты и количество отходов, но еще обеспечила единый контроль за продуктом. Все рестораны сети получали одинаковые высококачественные ингредиенты, а затраты на запуск новых ресторанов снижались. У франчайзи отпала необходимость приобретать дорогостоящее оборудование для приготовления теста и обучать сотрудников работать на нем. 

Феноменальный рост 

В начале 1990-х годов компания расширилась до 200 ресторанов и увеличила объем продаж на 82 миллиона долларов. Отчасти успех был обусловлен резким ростом рынка пиццы. Готовая еда и еда на вынос становились популярнее. Зарекомендовав себя как ресторан, специализирующийся на доставке еды, Papa John's в полной мере воспользовалась растущим спросом.

Другим фактором, способствовавшим успеху компании, были низкие первоначальные затраты на запуск новых ресторанов. В то время как в некоторые франшизы нужно было вложить по миллиону долларов, открытие Papa John's стоило 100 000 долларов. 

В июне 1993 года Papa John's стала публичной компанией, а продажа акций помогла укрепить финансовую базу, одновременно предоставив капитал для выхода на новые рынки. Расширение географии потребовало строительства еще двух фабрик для снабжения новых ресторанов. Это позволили компании открыть в свое 400-е заведение.

В середине 1994 года журнал Business Week назвал Papa John's лучшим малым бизнесом в стране. В этом же году компания построила четвертую фабрику по производству теста. Papa John's установила стандарты качества для всех продуктов, используемых в своих ресторанах, и потребовала, чтобы все франчайзи закупали тесто и ингредиенты только на собственных фабриках. 

Война за пиццу

В середине 1990-х у Papa John's не было планов менять простую формулу, которая позволила ей стать одной из лучших сетей пиццерий в стране. Никаких дополнений к четырем основным пунктам меню ― классической пицце, хлебным и сырным палочкам, газировке ― не планировалось. Компания собиралась направить свою энергию и ресурсы на «доставку идеальной пиццы» еще большему количеству людей.

Но в 1996 году в меню добавили пиццу на тонком тесте. В Papa John's вынужденно пошли на этот шаг, потому что больше четверти американских любителей пиццы предпочитали тонкую основу.

В 1998 году разгорелась «войны за пиццу» между Papa John's и Pizza Hut. Схватка началась, когда Pizza Hut представила «Совершенно иную пиццу» с новыми начинками и измененным соусом, нанося прямой удар по слогану Papa John's «Лучшие ингредиенты. Лучшая пицца». Papa John's отреагировала рекламой с участием Фрэнка Карни, соучредителя и франчайзи Pizza Hut. В рекламе Карни утверждал, что нашел «пиццу получше». Вскоре Pizza Hut подала официальную жалобу на конкурентов. В претензии говорилось, что слоган Papa John's был ложным и наносил ущерб Pizza Hut.

В результате долгих препирательств и судебных тяжб за Papa John's осталось право использовать слоган «Лучшие ингредиенты. Лучшая пицца», но Шнаттер был вынужден признать, что его сеть использовала консервированные томатный соус и грибы, поэтому вскоре Papa John's перешла на свежие ингредиенты.

Новая эра

В 1999 году было открыто еще 400 ресторанов Papa John's, включая юбилейный 2000-й. В начале нового тысячелетия Papa John's значительно замедлила расширение и сосредоточилась на увеличении прибыли в условиях высокой конкуренции, стагнации экономики и роста цен на сыр. Компания начала закрывать неэффективные подразделения, с осторожностью открывая новые.

Стремясь получить преимущество во все более конкурентном секторе ресторанной индустрии, Papa John's в сентябре 2002 года внесла в меню еще одну новинку ― куриные стрипсы. Но доходы корпорации продолжили падение и в 2002, и в 2003. В 2004 году было закрыто около 120 ресторанов. Примерно в это же время в меню появились куриные крылышки.

К 2005 году стало ясно, что компания не сможет достигнуть цели, которую Шнаттер поставил в успешные девяностые, ― обогнать Pizza Hut и стать сетью пиццерий номер один в течение 10 лет. В это же самое время сам Шнаттер был вынужден покинуть пост генерального директора Papa John's. «В изгнании» он продолжал бороться за контроль. Например, во время ежегодных бюджетных совещаний он составлял отдельные предложения и заставлял членов правления выбирать между ними и предложениями нового генерального директора Найджела Трэвиса. Еще был случай, когда Джон разорвал соглашение с франчайзи, на переговоры с которым Найджел потратил месяцы. 

В 2008 году Шнаттер вернул себе власть. Он быстро назначил новых руководителей. Среди них был его одноклассник Тим О'Херн. По словам одного из бывших топ-менеджеров Papa John's, О'Херн занимал пост вице-президента до тех пор, пока его якобы попросили покинуть компанию за жестокое обращение с сотрудниками.

В 2010 году Papa John's подписала соглашение с Национальной футбольной лигой (НФЛ) и стала их официальным спонсором. В 2016 году Papa John's смогла стать третьей по величине сетью пиццерий в Соединенных Штатах. А в следующем году Шнаттера поджидали очередные проблемы. Все началось с его заявления, в котором он обвинял НФЛ в том, что протест игроков, вставших на одно колено в знак поддержки движения Black Lives Matter, отрицательно сказывается на продажах пиццы. После такого обвинения акции компании упали, а Шнаттер потерял пост генерального директора, вдобавок получив запрет на появление в штаб-квартире компании.

В 2018 Papa John's расторгла спонсорское соглашение с НФЛ, а ее место заняла Pizza Hut. В ноябре 2021 года компания объявила о ребрендинге логотипа ― из названия пропал апостроф. И Papa John's стала отныне Papa Johns.

Вот еще несколько забавных фактов из истории Papa John's. 

В 2006 году Papa John's доставила 13 500 пицц строителям в Сан-Диего в качестве награды за постройку корабля ВМС США. А в 2009 Джон Шнаттер выкупил свой Chevrolet Camaro обратно, предложив вознаграждение в размере 250 000 долларов. Его одиозность доказывает и тот факт, что он застраховал свои руки на 15 миллионов долларов, опасаясь, что может их повредить или вовсе потерять.

Знаменитость Игги Азалия сказала, что раньше пицца Papa John's была ее любимой, но все изменилось, когда доставщик пиццы сообщил ее личный номер телефона членам своей семьи, которые засыпали певицу звонками и смс.

Papa John's стала обладателем мирового рекорда Гиннесса по количеству людей, одновременно перемешивающих тесто для пиццы, в котором приняли участие 227 сотрудников компании.

Заполните форму и узнайте больше
🇷🇺
🇹🇷
🇧🇾
🇰🇬
🇰🇿
🇦🇿
🇦🇲
🇬🇪
🇺🇿
🇱🇻
🇱🇹
🇪🇪
🇺🇦
🇵🇱
Благодарим за обращение!
Менеджер свяжется с вами в течение одного рабочего дня с 10 до 19 по московскому времени. Презентация франшизы будет отправлена вам на е-mail.
СОГЛАСИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ НА ОБРАБОТКУ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ИМ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Пользователь, оставляя свои данные на Интернет-сайте get.sushiwok.ru, а также заполняя форму обратной связи с персональными данными, принимает настоящее Соглашение на обработку персональных данных (далее – Согласие). Принятием (акцептом) оферты Согласия является заполнение формы с персональными данными в форме обратной связи на Интернет-сайте по адресу: get.sushiwok.ru. Пользователь дает свое согласие Индивидуальному предпринимателю Кисловец Марине Вячеславовне ОГРНИП 314784720400250, ИНН 78053448733, ОКТМО 40276565000, адрес: 198099, Санкт-Петербург, ул. Зои Космодемьянской, 21, 1, которой принадлежит Интернет-сайт get.sushiwok.ru и который расположен по адресу: get.sushiwok.ru, далее — Компания, на обработку своих персональных данных со следующими условиями: 1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием. 2. Согласие дается на обработку следующих персональных данных: 2.1. Персональные данные, не являющиеся специальными или биометрическими: фамилия, имя, отчество; адрес регистрации и проживания; номера контактных телефонов; адреса электронной почты; сведения об аккаунтах в социальных сетях; сведения об интересах. 3. Цель обработки персональных данных: исполнение договорных обязательств, проведение рекламных кампаний и маркетинговых исследований, в том числе смс и e-mail рассылок. 4. Основанием для обработки персональных данных являются: Ст. 24 Конституции Российской Федерации; ст.6 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных». 5. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передачу (распространение, предоставление, доступ); обезличивание; блокирование; удаление; уничтожение. 6. Передача персональных данных третьим лицам осуществляется на основании законодательства Российской Федерации, договора с участием субъекта персональных данных или с согласия субъекта персональных данных. Настоящим Согласием пользователь дает свое согласие на возможную передачу своих персональных данных третьим лицам. 7. Персональные данные обрабатываются до окончания обработки. Также обработка персональных данных может быть прекращена по запросу субъекта персональных данных. Хранение персональных данных, зафиксированных на бумажных носителях осуществляется согласно Федеральному закону №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» и иным нормативно правовым актам в области архивного дела и архивного хранения. Срок или условие прекращения обработки персональных данных: прекращение деятельности Компании, как юридического лица (ликвидация или реорганизация). 8. Согласие дается, в том числе на возможную трансграничную передачу персональных данных и информационные (рекламные) оповещения. 9. Согласие может быть отозвано субъектом персональных данных или его представителем, путем направления письменного заявления в адрес Компании. 10. В случае отзыва субъектом персональных данных или его представителем согласия на обработку персональных данных Компания вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах 2 – 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных» от 26.06.2006 г.