Среди множества аспектов, о которых нужно помнить при покупки франшизы, коммерческая тайна ― один из наиболее важных. В этой статье мы расскажем, что такое коммерческая тайна, как она применяется во франчайзинге, и какие меры защиты надо принять, чтобы и франчайзер, и франчайзи остались при своих интересах.
Не болтай: коммерческая тайна во франчайзинге
При продаже франшизы, франчайзер предлагает полный комплект, включающий готовую систему работы, подробную информацию о бренде и о специфике ведения бизнеса. Фактически, владелец бренда продает свои знания и ноу-хау. Эта информация является конфиденциальной и должна оставаться в секрете.
Раскрытие таких сведений может нанести серьезный ущерб бизнесу франчайзера. Однако, покупка кота в мешке представляет собой определенный риск для франчайзи. Давайте поговорим об особенностях передачи уникальной информации и существующих способах обеспечить безопасность для обеих сторон.
Страхуем риски
Франчайзер обычно добавляет в договор важные пункты для своей защиты. Например, указывает, что передаваемая информация является конфиденциальной. Это логичный шаг, который демонстрирует, что владелец франшизы заботится о том, чтобы секретная информация не утекла.
Если франчайзи нарушает условия конфиденциальности, ему грозят негативные последствия в виде штрафов или расторжения договора. Почему так строго? Знание конфиденциальных сведений может значительно повысить прибыль ее обладателю, снизить расходы или принести другие коммерческие преимущества.
Еще один способ обезопасить бренд ― организовать режим коммерческой тайны в компании. Для этого франчайзер разрабатывает пакет документов, включающий приказ, соглашение с персоналом и список сведений, подлежащих охране. В договорах с контрагентами также обязательно упоминается о необходимости сохранять информацию. После этого франчайзер осуществляет контроль за соблюдением установленного режима.
А что франчайзи?
Если с защитой интересов франчайзера все более или менее понятно, то как быть с франчайзи? Потенциальный партнер не может отказаться от покупки конфиденциальной информации, поскольку она содержит уникальные наработки, необходимые для работы. Однако франчайзи может оказаться в ситуации, когда он не имеет точного представления о том, что именно приобретает.
Федеральный закон «О коммерческой тайне» регулирует вопросы, относящиеся к ее защите. Основная цель закона заключается в обеспечении конфиденциальности и защите информации, которая признается коммерческой тайной и считается ценным активом для предприятий и организаций.
Закон определяет понятие коммерческой тайны, ее составляющие и правовой статус. Он устанавливает правила использования, раскрытия и передачи коммерческой тайны, а также предусматривает наказание за ее неправомерное получение, использование или раскрытие. Закон также определяет информацию, которую нельзя отнести к коммерческой тайне, например, информацию о праве на предпринимательскую деятельность, количестве и составе персонала, условиях труда, социальных выплатах и пр.
Как защитить себя в ситуации, когда франчайзер обещает передать уникальные знания и концепцию, но нарушает слово? Во-первых, необходимо быть внимательным при выборе франшизы и тщательно провести анализ ее особенностей. Важно обратить внимание на детали и принять информированное решение.
Также полезно обратиться к рейтингам франшиз и ознакомиться с отзывами других предпринимателей. Один из явных признаков недобросовестной франшизы ― короткий срок ее существования. Если франшиза существует недолго, это может быть сигналом о ненадежности. Для того чтобы оценить предложение, потенциальный франчайзи может обратиться к текущим партнерам франчайзера и узнать о ценности разработок и режиме коммерческой тайны.
Обе стороны должны быть заинтересованы в защите себя и в регулировании процесса передачи конфиденциальной информации. Мы рекомендуем потенциальным франчайзи предварительно провести анализ и убедиться, что франчайзер действительно предоставляет им ценные сведения, а не скрывает определенные данные, оправдываясь коммерческой тайной.