Даже при беглой оценке очевидно, что на рынке существует огромное количество франшиз. В таких условиях выбрать одну единственную сложно. А ведь еще нужно постараться не нарваться на мошенников. Рассказываем, на что обращать внимание, если у вас возникли сомнения в честности франчайзера.
Эти франшизы вам не подходят
Покупка франшизы — один из лучших способов начать собственное дело. Действительно, взять на себя управление уже существующим бизнесом с понятными правилами и стандартам, не так сложно. Однако важно тщательно оценить франшизу, тем более что из-за популярности этого вида бизнеса активизировались мошенники и нечистые на руку дельцы.
В этой статье мы расскажем о нескольких типах франшиз, на которые точно не стоит тратить деньги. Вот они.
Франшиза-подделка
Бывают случаи, когда франшизы маскируются под известные бренды. Это может быть сделано путем копирования логотипа, дизайна интерьера или общей концепции бренда. Нечестные предприниматели таким образом привлекают клиентов, воспользовавшись узнаваемостью и сформировавшимся доверием к оригинальному бренду. Однако, такая практика считается не только неэтичной, но и незаконной, потому что нарушает авторские права.
Франчайзеры-мошенники при этом могут зарегистрировать такую франшизу по всем правилам, несмотря на то, что закон запрещает это делать. Если распознаете подделку до момента заключения договора, то считайте, что легко отделались. В противном случае вы не только понесете финансовые убытки, но и можете быть привлечены к уголовной ответственности по статье 180 УК РФ ― «Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)». А отягчающим обстоятельством в деле станет тот факт, что преступление совершалось группой лиц.
Франшиза, которой нет
Это одна из распространенных схем мошенничества, которая подразумевает торговлю фальшивыми франшизами. Мошенники предлагают потенциальным инвесторам и предпринимателям выгодные условия для покупки. Они могут создать впечатление, что франшиза имеет высокую прибыльность, стабильность и поддержку со стороны франчайзера.
На самом деле эти мошенники могут вообще не иметь ничего общего с реальным франчайзером и не обладать правом продажи франшизы, или же вообще предлагают вымышленные (существующие только на бумаге) франшизы. Чаще всего недобросовестные «предприниматели» собирают паушальный взнос и исчезают из поля зрения покупателя, отставляя того ни с чем.
Слабая франшиза
Некоторые предприниматели после запуска магазина, кафе, ресторана или сервиса стремятся побольше заработать и как можно быстрее упаковать бизнес во франшизу. Такие скорые на руку проекты обычно не продуманы, плохо подготовлены и просчитаны, а следовательно, нежизнеспособны.
Обычно недобросовестный франчайзер готов предоставить франчайзи лишь возможность использовать свою торговую марку, бизнес-модель, но не предоставляет полной поддержки и готового бизнес-плана. Поэтому франчайзи придется самостоятельно заниматься развитием и адаптацией концепции под местные условия. А это требует большого опыта, смекалки и серьезных усилий, поэтому совсем не подходит для предпринимателей-новичков.
Покупка франшизы ― серьезное финансовое вложение, важно принять необходимые меры для защиты собственных интересов. Как это сделать? Начать стоит с проверки франшизы в существующих уже не первый год рейтингах, например, здесь.
Затем тщательно изучите компанию франчайзера, ее репутацию, историю успеха и опыт. Постарайтесь связаться с другими франчайзи и задайте им вопросы. Проверьте документацию, проанализируйте финансовые показатели и рынок в целом. При необходимости пригласите юриста, бухгалтера и профессиональных консультантов, специализирующихся на франчайзинге, для оценки франшизы. Они смогут провести анализ и предоставить независимое мнение, чтобы помочь вам принять осознанное решение.