Перед покупкой франшизы разговор с ее нынешними владельцами может помочь решить, покупать франшизу или нет. Если вы намерены узнать, как обстоят дела в бизнесе у франчайзи, но не знаете, с чего начать, то специально для вас мы подготовили этот материал.
Десять важных вопросов к франчайзи
Если хотите стать франчайзи, то первым делом надо поговорить с франчайзером, чтобы узнать обо всех подробностях и подводных камнях. Однако не следует останавливаться только на вопросах к франчайзеру. Мы также рекомендуем пообщаться с нынешними франчайзи. В конце концов, это те люди, которые управляют бизнесом изо дня в день. Они помогут получить более полное представление о том, каково это на самом деле, — быть франчайзи со всеми взлетами и падениями.
Чтобы решить, с какими франчайзи имеет смысл встретиться, обратитесь к франчайзеру. Уточните, какие владельцы имеют схожее с вами прошлое, кто является наиболее успешным, а кто, возможно, испытывает трудности. Надо иметь в виду, что иногда франчайзи подписывают соглашения о конфиденциальности, которое не позволяет им общаться с кем бы то ни было и рассказывать об отношениях с франчайзером.
Как только составите список из нескольких франчайзи, договоритесь о личном визите или разговоре по телефону. Если вы уже назначили встречу с франчайзи и понятия не имеете, о чем спросить, мы подготовили список из десяти вопросов, которые обязательно следует задать.
Каков их личный опыт ведения бизнеса? Каким образованием, опытом и навыками они обладали до покупки франшизы?
Большинство людей, которые покупают франшизу, не имели в прошлом опыта, так или иначе связанного с новым бизнесом. Этот вопрос может быть полезен для того, чтобы понять, насколько легко можно добиться успеха с имеющимися исходными данными и навыками. Если люди из разных слоев общества приходят к успеху благодаря одной и той же франшизе, то это хороший знак для будущего партнера.
Честен ли франчайзер, оценивая сумму вложений, необходимых для ведения бизнеса на начальном этапе?
При обсуждении покупки франшизы с франчайзером вам озвучат сумму затрат на запуск. Вопрос о том, были ли эти затраты более или менее точными по сравнению с тем, сколько денег на самом деле потратили другие франчайзи. Этот вопрос поможет определить, насколько следует доверять франчайзеру в его предварительных оценках.
Существуют ли какие-либо скрытые платежи?
Пока вы расспрашиваете франчайзи обо всех расходах, также полезно будет узнать, не было ли каких-либо скрытых платежей или расходов. Это позволит лучше подготовиться в финансовом плане, чтобы избежать любых нежелательных сюрпризов.
Сколько времени потребовалось франчайзи, чтобы увидеть отдачу от инвестиций?
Получите представление о том, как долго франчайзи окупали свои первоначальные инвестиции, и когда получили положительный денежный поток. Хотя на это влияет множество факторов, ответ на вопрос может дать вам общее представление о том, сколько времени потребуется, чтобы возместить первоначальные затраты и подготовиться к выходу на прибыль.
Обеспечил ли франчайзер достаточное обучение и поддержку, чтобы франчайзи сразу приступил к работе?
Ответ на этот вопрос даст представление о том, насколько хорошо франчайзер организует обучение, которое должно по итогу подготовить партнера к работе в собственном бизнесе. Обратите внимание на все, что франчайзи упоминают как вещи, которые они хотели бы знать заранее, будьте готовы обсудить эти вопросы во время тренинга с франчайзером.
С какой конкуренцией франчайзи сталкиваются на местном рынке?
Хотя франчайзеры обычно гарантируют, что они не позволяют нескольким франчайзи бороться за аудиторию в одном и том же регионе, важно знать, влияют ли другие аналогичные предприятия на нынешних франчайзи и в какой степени.
Были ли какие-либо непредвиденные расходы?
Действующие франчайзи могут помочь вам предвидеть то, чего вы, возможно, не ожидаете, поэтому всегда полезно спросить о любых неожиданностях, с которыми они столкнулись (как хороших, так и плохих). Этот вопрос может выявить любые потенциальные сбои в будущем и подготовиться к ним соответствующим образом.
Сколько времени франчайзи уделяет ежедневному операционному руководству?
Задав такой вопрос, можно получить представление о том, как франчайзи распределяет свое время при работе над бизнесом, и выяснить, сколько времени обычно требует каждая задача. Это еще одна область, где могут поджидать сюрпризы, к которым вы будете хорошо подготовлены, узнав подробности из первых уст.
Если у франчайзи была бы возможность вернуться в прошлое, купили бы они франшизу снова или выбрали бы другую?
Хорошо, когда большинство франчайзи ответят на это: «Жалеем, что не купили эту франшизу раньше». Очевидно, что это важный вопрос для любого, кто рассматривает конкретную франшизу. Обязательно попросите франчайзи дать развернутый ответ и подробно аргументировать свое решение.
Оправдывают ли доходы франчайзи их ожидания?
Этот вопрос уместно задавать тем франчайзи, у которых уже давно есть франшиза. Если им удобно говорить о своих финансовых показателях, попробуйте разобраться, как выглядел их график от старта до момента окупаемости и выхода на прибыль. Это поможет вам наметить собственный путь и сформировать общие ожидания.
Относитесь к этому списку как к вопросам, с которых можно начать общение, и на которые можно опираться. В зависимости от вида бизнеса и ваших интересов, задавайте вопросы в том порядке, в котором вам кажется уместным, и добавляйте к списку столько, сколько сочтете необходимым.
Не стесняйтесь и не бойтесь обратиться к франчайзи. Большинство из них довольно часто ведут подобные разговоры и, вероятно, сами когда-то делали то же самое. Чаще всего они уже бывали на вашем месте и будут рады помочь.
Кроме того, свяжитесь по крайней мере с несколькими франчайзи (если таковые имеются), которые больше не работают по франшизе. Спросите, почему они больше не являются франчайзи. Иногда эти откровения могут быть крайне полезными.