Корпорация Hertz ― крупнейшая компания по прокату автомобилей, обслуживающая более 30 миллионов пунктов проката по всему миру. Старейшая компания в этой сфере пережила множество смен собственников с момента своего основания. И вот ее непростая история.
Его идеи затрагивают миллионы, но мало кто знает его историю
Сандор Герц родился 10 апреля 1879 года во Врутках (ныне Словакия). Он был старшим из шести детей Якоба и Кэти Герц. Когда ему было три года, семья эмигрировала в Америку, и к 1884 году, в возрасте пяти лет, юный Сандор (которого мы потом узнаем под именем Джона Дэниела Герца) оказался в Чикаго. Джон убежал из дома, когда ему исполнилось двенадцать, и довольно скоро вышел на боксерский ринг. В течение следующих сорока лет Джон Герц произвел революцию в области транспорта в Америке. А еще он сделал блестящую карьеру на Уолл-стрит и прославился как заводчик скаковых лошадей. Вот история этого интереснейшего человека.
Начало
Джон Герц убежал из дома после основательной взбучки от своего отца, которую, по признанию Джона, он вполне заслужил. Джон окончил всего пять классов. Тем не менее он умел читать и писать, что позволило устроиться на работу рассыльным в газету «Чикаго Морнинг Геральд». Он зарабатывал 2,5 доллара в неделю, из которых 2 доллара уходили на еженедельную оплату проживания и питания в пансионе. Работая по ночам, днем Джон бродил по улицам города и был, по его собственным словам, таким же диким и неприрученным как трава в прерии.
Жизнь на улицах, экономия на еде и случайные уличные драки ослабили его здоровье. Врач газеты признал его непригодным к дальнейшей работе, Джон потерял работу.
Позже он устроился водителем фургона, запряженного лошадьми, и работал по двенадцать часов в день. В свободное время Герц ходил на уроки бокса и в тренажерный зал.
Зная боксеров, их менеджеров, фанатов и зрителей, Герц начал писать статьи для «Чикаго Морнинг Геральд» и вскоре зарабатывал достаточно (3000 долларов в год), чтобы бросить работу водителя и сосредоточиться на работе спортивного обозревателя. Он поднимался по служебной лестнице до тех пор, пока не потерял работу после объединения «Чикаго Морнинг Геральд» с газетой «Чикаго рекорд».
Вернувшись к тому, что он знал лучше всего, Джон Херц стал менеджером нескольких боксеров и так зарабатывал на приличную жизнь.
Примерно в то же время Джон Герц влюбился в Фрэнсис Кеснер. Но на ее родителей работа Герца не произвела впечатления. Как сказал Герц позже: «Я зарабатывал довольно хорошие деньги и набирался опыта, но моя девушка поклялась, что не выйдет за меня замуж, пока я не изменю образ жизни. Поскольку я просто не мог представить, что смогу прожить без нее, я начал искать другую работу».
Продавец автомобилей
Друг предложил Джону попробовать продавать автомобили. Герц сделал первые шаги на этом поприще, но в первый год заработал меньше тысячи долларов. Тогда он подал заявку на должность менеджера другого дилерского центра, который ему когда-то уже отказал, и пообещал, что продаст больше автомобилей, чем кто-либо другой. Он получил эту должность.
Ко второму году работы там он превзошел по продажам нескольких продавцов вместе взятых, зарабатывая 13 000 долларов в год (около 350 000 долларов в современных деньгах). Ему было двадцать восемь лет.
Герц сохранил своих старых клиентов и привлек их друзей, предложив бесплатное обслуживание в любое время суток. В те времена, когда лишь немногие автомобили считались надежными, он мог отправиться куда угодно и когда угодно, чтобы помочь клиенту завести машину.
Одним из друзей Джона Герца по Чикагской спортивной ассоциации был Уолден Шоу, богатый сын владельцев крупной чикагской пекарни. Уолден владел дилерским центром французских автомобилей Berliet, которые продавались по 4500 долларов за штуку (сегодня около 100 000 долларов). В конце 1907 года Шоу убедил Джона Герца уйти к нему. При Герце компания Walden Shaw перешла от ежегодного убытка в размере 45 000 долларов к прибыли в размере 15 000 долларов уже в следующем году.
Почти каждый, кто покупал автомобиль в 1907 году, делал это впервые, поэтому рынка подержанных автомобилей еще не существовало. Но позже все изменилось. Дорогие автосалоны начали принимать в продажу старые автомобили. Герц увидел возможность заработать на этом деньги. В то время большинство людей передвигалось на трамваях (электрических или запряженных лошадьми). Состоятельные люди иногда нанимали машину с водителем на час или на день для воскресной поездки. Начали появляться городские такси, нанятые клубами, отелями, театрами и магазинами для обслуживания своих клиентов. Может ли Walden Shaw сдавать в аренду свои подержанные автомобили? Семья Шоу долго сомневалась, но Джон убедил их попробовать.
К вашим услугам
Будучи членами Чикагской спортивной ассоциации, Уолден Шоу и Джон Херц получили право на предоставление десяти автомобилей и водителей, которые забирали членов клуба из их офисов и отвозили обратно. К концу 1908 года бизнес-партнеры основали новую компанию ― Walden W. Shaw Auto Livery.
Конкурируя с другими фирмами, компания получила эксклюзивные права на обслуживание отелей и других организаций в центре Чикаго. У каждого заведения была стоянка такси у входа, и только одна компания имела право ей пользоваться.
Бизнес такси в Чикаго рос. Компания также начала приобретать автомобили на заказ для своего использования ― они нуждались в более надежных и вместительных автомобилях. Shaw Livery начала оказывать услуги в Сент-Луисе. Компания постоянно расширяла парк автомобилей и строила сервисные гаражи по всему Чикаго.
Таксистские войны
Растущая индустрия такси была непростым бизнесом. Таксисты часто грубили своим клиентами. Водители объявляли забастовки, требуя повышения заработной платы и сокращения рабочего дня. Городские власти начали устанавливать ограничения на тарифы, согласно которым компании взимали плату с клиентов. Часто это приводило к тому, что таксомоторные компании работали в убыток.
В 1913 году Джон с женой отправились в Европу отдохнуть на несколько месяцев. Находясь там, он изучал системы такси в крупных городах. Особенно его впечатлила хорошо организованная парижская система с ее вежливыми водителями и легко узнаваемыми такси.
Используя то, чему он научился в Париже, Джон Герц изменил многое в работе Walden Shaw Livery. Он перекрасил автомобили, выбрав оранжево-желтый цвет, который больше всего выделялся на улицах Чикаго. Теперь такси работали под брендом Yellow Cab. Герц стал больше платить своим водителям, что позволяло нанимать только самых лучших. Водители проходили интенсивную подготовку, носили униформу, чистили обувь и мыли машины после каждого клиента. Компания также предоставляла им врачей, дантистов и юридическую помощь. В отличие от других таксомоторных компаний, его водителям не разрешалось работать на своих автомобилях. Он нанимал лучших механиков для ремонта машин. А чтобы сэкономить, он заключил соглашение об аренде шин с Firestone.
В 1921 году Шоу и Герц создали отдельную компанию Yellow Cab Manufacturing для производства такси, грузовиков, автобусов и (безуспешно) легковых автомобилей. Компания сразу же добилась успеха, ее акции выросли на фондовом рынке.
В 1923 году Джон Герц увидел еще одну возможность и купил компанию Jacobs DriveUrSelf у основателя Уолтера Джейкобса. Компанию он переименовал в Hertz DriveUrSelf. Идея была в том, чтобы на железнодорожных станциях организовать парки автомобилей, которые клиенты брали в аренду.
В начале 1920-х годов на улицах Чикаго разразилась настоящая война. Таксисты, проезжавший мимо «желтых гаражей» Герца, стреляя в них из пистолетов. Несколько водителей были убиты в результате таких перестрелок.
В 1925 году Yellow Cab Manufacturing объединились с подразделением General Motors по производству грузовиков. Компания называлась Yellow Truck & Coach Company, она разработала бренд GMC и стала крупнейшим в стране производителем городских и междугородних автобусов. General Motors также выкупила бизнес по прокату автомобилей. Сообщается, что Джон Герц получил целых 40 000 000 долларов за свою долю в компании (сегодня около 600 миллионов долларов).
Компания, владеющая брендом Yellow Cab и 2700 такси в Чикаго, была крупнейшей таксомоторной компанией в мире. Там работало около 6000 водителей. Она осталась под управлением Шоу и Герца после продажи производственного бизнеса General Motors.
К концу 1920-х годов водители бомбили гаражи своих конкурентов. Насилие распространилось и на семью Герц. Жизни Джона угрожали и предупреждали о похищении внука. Гаражи Yellow Cab взрывали, а конюшни семьи были сожжены, в результате чего погибла 31 чистокровная скаковая лошадь.
Новые горизонты
Джону Герцу, которому на тот момент было сорок девять лет, надоел таксомоторный бизнес, и в 1929 году он продал все свои доли в этой отрасли. Но Джону по-прежнему нравился транспортный бизнес, тогда он создал Omnibus Corporation, чтобы контролировать городские автобусные перевозки в Чикаго и Нью-Йорке.
Когда разразилась Великая депрессия, фирмы с Уолл-стрит испытывали трудности. Престижному инвестиционному банку Lehman Brothers требовались наличные. Бобби Леман пригласил богатого Джона Герца, с которым он познакомился на скачках, стать его партнером. В 1933 году Джон купил 8% Lehman Brothers.
В новой роли Герц принимал участие в крупных инвестиционных сделках. Когда Paramount Pictures обанкротились из-за слишком больших долгов, Герц на короткое время стал финансовым директором компании, проведя ее реорганизацию.
Джон и его жена продолжали играть важную роль в мире скачек. В 1943 году их команда Horse Count Fleet провела сезон без поражений, выиграв Кентуккийское дерби, Прикнесс-Стейкс и Белмонт-Стейкс, известные как «Тройная корона скачек».
Даже в свои семьдесят четыре года Джон Герц не уставал от бизнеса. В 1953 году его Omnibus Corporation выкупили Hertz Rentacar у General Motors за 10,8 миллионов долларов. Затем Omnibus продали свои автобусы городским властям в Чикаго и Нью-Йорке. В 1954 году Omnibus были переименованы в Hertz Corporation.
После Джон Герц окончательно ушел на пенсию. В 1957 году они с женой основали Фонд Герца, который действует и по сей день. Джон умер в 1961 году.
Герц за герцем
История компании Джона Герца по прокату автомобилей была почти такой же тернистой, как и жизнь ее основателя. В 1967 году компанию приобрел лидер в области потребительской электроники RCA, решив диверсифицировать бизнес.
В последующие десятилетия компания переходила из руки в руки. В 1994 году ее выкупил Ford. Компании с переменным успехом удавалось сохранять свое лидерство в сфере проката автомобилей. К 2005 году у Hertz было 7400 представительств в 150 странах. В этом же году группа частных инвестиционных компаний приобрела бизнес у Ford в рамках сделки стоимостью 15 миллиардов долларов.
В 2012 году Hertz приобрела конкурентов Dollar и Thrifty. Мировой автопарк компании достиг 400 000 автомобилей.
Пандемия нанесла сокрушительный удар по туристической индустрии. В июне 2020 года Hertz объявили о банкротстве, а акции компании исключили из обращения на фондовой бирже. Тем не менее компания смогла найти финансирование и вновь стать публичной. В 2021 году Hertz объявили о планах приобрести 100 000 автомобилей Tesla, чтобы идти в ногу со временем.
У Джона Герца была замечательная карьера. Он буквально начинал с нуля. Он использовал свой ум и связи, чтобы создать несколько крупных предприятий. Он внедрял инновации в такси, в прокате автомобилей и в производстве. Никогда не отдыхая, Джон стал одним из самых уважаемых заводчиков чистокровных лошадей. Сегодня Yellow cabs и прокатные автомобили Hertz известны в городах по всему миру. А теперь вы знаете историю этих компаний и человека, который их создал.