У современных людей не существует проблемы с уличным перекусом: в павильонах, ларьках, палатках, фуд-траках можно отведать даже экзотическую пищу. Благодаря мировой гастрономической глобализации мы вполне можем побаловать себя на улице гавайским боулом, европейским глинтвейном, а на десерт взять бельгийские вафли.
Есть ли перспективы у этого сегмента рынка фастфуда? И что важно учесть, открывая стритфуд точку? Сейчас расскажем.
Что относится к стритфуду
Для экономии времени многие едят на ходу. Но современный стритфуд – это нечто большее, чем средство для быстрого утоления голода. Это возможность попробовать популярную еду разных стран. Кстати, многие сегодняшние блюда, которые приводят в восторг гастрономических туристов, раньше были чуть ли не едой для бедняков. К примеру, израильский фалафель, индийский печеный батат, французские жареные каштаны и тайландские насекомые на шпажках когда-то были легкодоступной простой едой, а сегодня это уже национальные блюда.
Стритфуд (уличная еда) – это пища и напитки, которые можно купить и употребить прямо на улице. Как правило, это недорогая трапеза, без особых изысков. Главный критерий уличной еды – скорость приготовления. Ее готовят или разогревают в присутствии покупателя. Также важно и удобство ее употребления, в том числе и на ходу, поэтому упаковка должна быть подходящей.
К продукции стритфуда относятся еда и напитки, которые продают с автофургонов, палаток и лотков. Но еда, продаваемая на фуд-кортах или в модных заведениях, не относится к уличной, даже если ее можно есть на ходу.
Перспективы направления и особенности открытия бизнеса в сфере стритфуда
В России популярность уличной еды только растет, как и количество предложений от владельцев франшиз. Этот сегмент общепита заманчив тем, что требует меньше вложений, чем пекарня или ресторан. И затраты довольно быстро окупаются.
Бизнес в этой сфере без клиентов не останется: перекусы на ходу востребованы в местах, где бывают туристы, рядом с офисными зданиями и образовательными учреждениями, возле метро, авто- и железнодорожных вокзалов.
Популярность точек уличного питания выросла в разгар пандемии, когда было запрещено посещать заведения общепита.
Открыть точку стритфуда можно самостоятельно или по франшизе, но в обоих случаях важно учесть несколько факторов:
- Сезонность бизнеса. Пик востребованности в уличной еде приходится на лето. Ресторанам в этом случае проще, но у стритфуда есть возможность с помощью маркетинговых инструментов увеличить клиентооборот. Те, кто открывает точку своими силами, должны самостоятельно разработать акции и предложения для постоянных клиентов. Предприниматели, работающие по франшизе, имеют поддержку от владельца бренда. Он обычно предлагает маркетинговую политику и рабочие инструменты для увеличения лояльности покупателей.
- Законодательная база и правила размещения объектов стритфуда. Киоски и ларьки в России сносят с завидной регулярностью – об этом нужно помнить. Создается впечатление, что владельцу автофургона в этом случае значительно проще, чем хозяину стационарного объекта. Но не так всё однозначно: торговля с автомобилей и автофургонов разрешена в пределах конкретного района, а парковочные места для торговли можно выиграть на городских аукционах. Никто не разрешит кататься по городу, останавливаться в приглянувшихся местах и вести торговлю. В США очень популярен мобильный стритфуд. Фургоны для этого основательно укомплектовывают: устанавливают внутри гриль, пресс для пиццы, фритюрницу, холодильник, чайник и кофемашину. А также обустраивают в фургончик канализацию и водоснабжение.
- Локация. Можно торговать в менее людном месте, но устанавливать высокую наценку. Также можно попробовать выделиться, предлагая не привычный ассортимент, а более эксклюзивные блюда – средний чек увеличится за счет уникального предложения. Другой вариант заработка заключается в высоком обороте – торговля в оживленных местах. Например, возле метро от клиентуры не будет отбоя. Тогда и не потребуется высокая наценка.
Есть еще один не менее важный совет для тех, кто собрался открывать точку с уличным питанием: перед вложением в бизнес денег, протестируйте продукт, чтобы быть уверенными в успехе. Познакомьте потребителей со своим продуктом на ярмарке, маркете или во время проведения праздников – убедитесь, что ваша гипотеза успешности верна.