Франчайзинг выходит за рамки чизбургеров и кофеен. Появляется все больше социальных проектов, которые верят, что эта мощная бизнес-модель поможет им изменить мир. В статье подробно разберем тему социальных франшиз и расскажем, почему это важно.
Продавая свои знания, бизнес-модель и бренд третьим лицам, франчайзеры расширяются быстрее, чем могли бы это делать в одиночку. Франчайзинг ― надежная тактика, которая помогает бесчисленным ресторанам, розничным магазинам и поставщикам услуг расти от региональных сетей до транснациональных компаний. Все больше социальных проектов доказывают, что эта модель может работать и для них.
Социальный франчайзинг ― это пока развивающийся сегмент, который еще в значительной степени не изучен, но он набирает обороты и вызывает интерес инвесторов. Да и потенциал огромен, учитывая масштабы социальных проблем, с которыми сталкивается мир.
Главное
Социальные франшизы создаются людьми, которые осознают проблему в обществе и стремятся решить ее, используя предпринимательские принципы, составляющие основу традиционного франчайзинга. Действительно, социальная франшиза работает во многом как обычная коммерческая франшиза, только ее главная цель ― получить социальную выгоду.
И это важное отличие. Коммерческая франшиза тоже может быть ориентирована на общественно полезный результат в рамках своего бизнеса. Но для социальной франшизы конечная цель заключается в том, чтобы принести социальную пользу. Это единственная причина ее существования, а не просто побочный продукт бизнеса.
Социальную франшизу запускают не для того, чтобы максимизировать прибыль, а для того, чтобы дать людям возможность работать вместе, обмениваться идеями, руководствуясь общей социальной целью. В центре внимания такой франшизы могут быть различные локальные и глобальные проблемы: бедность, голод, безработица, изменение климата, беженцы, болезни и пр. А зарабатывание денег хоть и остается необходимым компонентом успеха, но рассматривается как средство достижения цели, но не само достижение.
Действуй локально, думай глобально
Несколько компаний уже смогли добиться международного признания благодаря социальному франчайзингу.
Проект Trussell Trust Foodbank из Великобритании запустил общенациональную сеть продовольственных банков, предоставляя еду и поддержку людям, оказавшимся в бедности. В сети уже больше 1200 центров, что составляет около двух третей от всех продовольственных банков в Великобритании.
CHILDLINE 1098 ― телефон доверия, который вселяет надежду в миллионы детей по всей Индии. Это бесплатная служба круглосуточной экстренной поддержки для детей, нуждающихся в помощи. Операторы реагируют не только на чрезвычайные запросы, но и связывают детей с соответствующими службами для дальнейшего ухода и реабилитации.
Немецкая компания CAP Market открывает по всей стране супермаркеты формата «магазин у дома», в которых работают люди с ограниченными возможностями. Каждое подразделение, как правило, находится в ведении местной ассоциации инвалидов. Помимо хороших условий труда, CAP Market дает людям с ограниченными возможностями главное ― самим зарабатывать себе на жизнь.
Социальные франшизы есть и в России. Например, проект из Перми ― Новый город «Дружный». Это инклюзивный лагерь для детей и молодежи с разным уровнем возможностей. Подобный тур можно запустить и в своем регионе, купив франшизу. В пакет входят: авторские методики и разработки, пошаговый инструктаж и обучение, брендбук, гайды и рекламные материалы, помощь в найме персонала, в запуске и продвижении туров, доступ к единой CRM-системе, постоянная аналитика со стороны франчайзера.
Вместо заключения
Как и в случае с коммерческими франшизами, найдется множество вариаций того, как работают социальные франшизы. Некоторые из них имеют четко определенные бизнес-модели, в то время как другие находятся на стыке традиционного и социального франчайзинга.
Если вы неравнодушны к проблемам общества и хотите запустить свой бизнес, то социальный франчайзинг может стать идеальной концепцией. Как и в ситуации с традиционными франшизами, проведите исследование, проанализируйте цифры и убедитесь, что вам понятны цели и идеи конкретного проекта.