Шаверма против шаурмы

В Москве говорят «шаурма», в Санкт-Петербурге предпочитают «шаверма». Но что стоит за этими различиями? Давайте разберемся в истории, вариациях и культурных особенностях этого популярного блюда.

Шаверма против шаурмы

Гирос у греков, дёнер-кебаб у турков, пита-дюрум у бельгийцев ― это блюдо известно и на Востоке, и в Европе. Появившись около 30 лет назад в России, шаурма до сих пор входит в топ самых популярных блюд для быстрого перекуса. В нашей стране даже существует специальный рейтинг ― индекс шаурмы, который оценивает покупательскую способность населения.

Ниже расскажем об истории этого незатейливого блюда, его особенностях в разных регионах и выясним, как все же правильно: шаверма или шаурма.

История появления 

Шаурма ― это блюдо ближневосточной кухни, история которого насчитывает несколько столетий. Родиной шаурмы считается Турция, где оно известно как дёнер-кебаб. 

Изначально мясо готовили на вертикальном вертеле, постепенно нарезая тонкие ломтики с поджаренной поверхности. Этот способ приготовления позволяет сохранить сочность мяса и придать ему неповторимый аромат. По мере распространения по миру, каждая страна добавляла свои специи, соусы и овощи, обогащая вкус блюда.

Что внутри

Классическая шаурма состоит из мяса, овощей и соусов ― все завернуто в лепешку. Основной ингредиент ― мясо, чаще всего курица, говядина или баранина. В некоторых странах можно встретить шаурму со свининой, рыбой и креветками. 

В овощную часть обычно входят помидоры, огурцы, капуста, лук и зелень. Соусы варьируются от чесночного и томатного до йогуртового и тахини. Варианты начинки могут значительно отличаться в зависимости от региона и личных предпочтений поваров.

Шаурма в Европе

Шаурма начала распространяться по Европе в середине 20-го века. В Германии турецкие иммигранты адаптировали свое блюдо под местные вкусы, открыв первую точку в 1972 году напротив железнодорожной станции «Зоологический сад» в Берлине. Благодаря удачной концепции и локации, шаурма быстро стала популярной среди немцев. Сегодня в Германии работает более 40 тысяч заведений, предлагающих шаурму.

Как шаурма появилась в России

В Россию шаурма пришла в 90-е годы. Первые точки продажи шаурмы появились на рынках и у вокзалов. Доступность ингредиентов и простота приготовления сделали шаурму популярным блюдом у россиян. Постепенно она начала появляться в кафе и ресторанах.

В Москве и Петербурге блюдо готовили по разным рецептам, отсюда и разница в названии ― шаурма и шаверма. Однако это лишь разные произношения одного слова ― от арабского shiwaya, что значит «гриль». 

Но любопытно, что согласно исследованию «Яндекса» и «Института русского языка имени Виноградова», слово «шаверма» используется реже ― в основном в Новгородской и Ленинградской областях и в Санкт-Петербурге.

Питерская шаверма

Местная шаверма отличается некоторыми особенностями. Например, в питерской шаверме обычно используют белый соус на кефире или йогурте. В Москве же предпочитают смесь кетчупа с майонезом. А еще питерские гурманы не очень любят столичные варианты шаурмы с большим количеством свежей капусты. 

Также в питерскую шаверму могут добавлять картофель фри, что придает ей особый вкус и питательность. В Санкт-Петербурге шаверма стала не просто уличной едой, а культурным феноменом, символом города.

Индекс шаурмы

Индекс шаурмы ― это неофициальный показатель, который отражает стоимость жизни в различных городах страны. Он основывается на средней цене одной порции шаурмы, в которую так или иначе входят одинаковые ингредиенты. Например, в Москве цена за шаурму может составлять около 300-400 рублей, в то время как в Санкт-Петербурге ― 200-250 рублей. 

Шаурма – основа российского общепита и уже давно привычная часть нашей гастрономической культуры, которая продолжает эволюционировать и удивлять новыми вкусами. Открыть бизнес по продаже шаурмы можно и по франшизе: новые игроки на этом рынке появляются каждый год. Хотя не очень понятно, как тогда быть с региональными особенностями рецептов.

Заполните форму и узнайте больше
🇷🇺
🇹🇷
🇧🇾
🇰🇬
🇰🇿
🇦🇿
🇦🇲
🇬🇪
🇺🇿
🇱🇻
🇱🇹
🇪🇪
🇺🇦
🇵🇱
Благодарим за обращение!
Менеджер свяжется с вами в течение одного рабочего дня с 10 до 19 по московскому времени. Презентация франшизы будет отправлена вам на е-mail.
СОГЛАСИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ НА ОБРАБОТКУ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ИМ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Пользователь, оставляя свои данные на Интернет-сайте get.sushiwok.ru, а также заполняя форму обратной связи с персональными данными, принимает настоящее Соглашение на обработку персональных данных (далее – Согласие). Принятием (акцептом) оферты Согласия является заполнение формы с персональными данными в форме обратной связи на Интернет-сайте по адресу: get.sushiwok.ru. Пользователь дает свое согласие Индивидуальному предпринимателю Кисловец Марине Вячеславовне ОГРНИП 314784720400250, ИНН 78053448733, ОКТМО 40276565000, адрес: 198099, Санкт-Петербург, ул. Зои Космодемьянской, 21, 1, которой принадлежит Интернет-сайт get.sushiwok.ru и который расположен по адресу: get.sushiwok.ru, далее — Компания, на обработку своих персональных данных со следующими условиями: 1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием. 2. Согласие дается на обработку следующих персональных данных: 2.1. Персональные данные, не являющиеся специальными или биометрическими: фамилия, имя, отчество; адрес регистрации и проживания; номера контактных телефонов; адреса электронной почты; сведения об аккаунтах в социальных сетях; сведения об интересах. 3. Цель обработки персональных данных: исполнение договорных обязательств, проведение рекламных кампаний и маркетинговых исследований, в том числе смс и e-mail рассылок. 4. Основанием для обработки персональных данных являются: Ст. 24 Конституции Российской Федерации; ст.6 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных». 5. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передачу (распространение, предоставление, доступ); обезличивание; блокирование; удаление; уничтожение. 6. Передача персональных данных третьим лицам осуществляется на основании законодательства Российской Федерации, договора с участием субъекта персональных данных или с согласия субъекта персональных данных. Настоящим Согласием пользователь дает свое согласие на возможную передачу своих персональных данных третьим лицам. 7. Персональные данные обрабатываются до окончания обработки. Также обработка персональных данных может быть прекращена по запросу субъекта персональных данных. Хранение персональных данных, зафиксированных на бумажных носителях осуществляется согласно Федеральному закону №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» и иным нормативно правовым актам в области архивного дела и архивного хранения. Срок или условие прекращения обработки персональных данных: прекращение деятельности Компании, как юридического лица (ликвидация или реорганизация). 8. Согласие дается, в том числе на возможную трансграничную передачу персональных данных и информационные (рекламные) оповещения. 9. Согласие может быть отозвано субъектом персональных данных или его представителем, путем направления письменного заявления в адрес Компании. 10. В случае отзыва субъектом персональных данных или его представителем согласия на обработку персональных данных Компания вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах 2 – 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных» от 26.06.2006 г.