В этой статье поговорим о растущей популярности и перспективах аренды электросамокатов и о том, какие преимущества дает предпринимателям запуск кикшерингового бизнеса по франшизе. А еще расскажем о рисках, которые придется учитывать, чтобы не потерять вложенные деньги.
Самокаты по франшизе
У каждого средства передвижения есть свои недостатки, но появление электрических самокатов решило проблему поездок на первой и последней милях. Благодаря кикшерингу можно найти ближайший электрический скутер, отсканировать QR-код и начать кататься. Кроме того, его можно оставить практически где угодно.
Если говорить о микромобильности, то 2019 год стал годом самокатов. До 2017 года электрические самокаты были редкостью. Первая масштабная экспансия в США началась в 2018 году. В 2019 году самокаты завоевали европейский рынок, а также рынки Латинской Америки, Юго-Восточной и Восточной Азии. Процесс распространения инноваций был необычайно быстрым и продолжается до сих пор. Ожидается, что к 2030 году мировой рынок электроскутеров будет оцениваться в 300–500 миллиардов долларов.
Что это и как работает?
Кикшеринг (от англ. kick scooter sharing) ― это форма коллективного использования электрических скутеров с помощью мобильных приложений. Кикшеринг-сервисы позволяют пользователям арендовать самокаты на короткий промежуток времени.
Для использования кикшеринг-сервиса пользователь скачивает мобильное приложение, регистрируется и предоставляет свои данные и информацию о способах оплаты. Чтобы начать поездку, нужно открыть мобильное приложение и запустить функцию поиска для нахождения ближайших доступных самокатов. Приложение показывает транспортные средства на карте и информацию о доступности и состоянии каждого из них.
Пользователь выбирает скутер, который он хочет арендовать, и использует мобильное приложение для его разблокировки. Это обычно происходит с помощью QR-кода, который сканируется камерой смартфона. Мобильное приложение отслеживает время и расстояние поездки, а также предоставлять навигационные инструкции для удобной и безопасной езды. По окончании поездки пользователь завершает аренду через мобильное приложение. Он может увидеть информацию о времени использования и стоимости. Оплата автоматически списывается с привязанной банковской карты. После поездки пользователь может оставить транспортное средство на удобной для себя площадке, опять же, используя мобильное приложение.
Преимущества кикшеринга
Гибкость и удобство. Кикшеринг предлагает удобный доступ к транспортным средствам по запросу. Пользователи могут арендовать и использовать самокат от случая к случаю, без необходимости владения собственным транспортным средством. Это особенно удобно для коротких поездок или поездок в городских условиях.
Экономическая эффективность. Кикшеринг обычно имеет более низкую стоимость, чем такси или личный автомобиль. Пользователи платят только за фактическое использование транспортного средства, минимизируя затраты на обслуживание и страхование.
Уменьшение заторов и загрязнения окружающей среды. Кикшеринг поощряет использование общественного транспорта и альтернативных видов передвижения. Это может снизить количество личных автомобилей на дорогах, улучшить пропускную способность дорожной инфраструктуры и снизить выбросы вредных веществ.
Однако следует отметить, что у кикшеринга также есть недостатки и сложности, такие как ограниченная доступность в некоторых районах, возможные проблемы с парковкой и обслуживанием, а также вопросы безопасности и соблюдения правил дорожного движения.
А как в России?
Москва оказалась одним из первых городов в мире, где появилась концепция кикшеринга. Компании «Делисамокат» и Urent были пионерами на новом рынке. Сначала они активно развивались в столице, а затем начали расширяться и на другие регионы.
В настоящее время аренда электросамокатов доступна практически в любом городе. Чем больше транспортных средств вводится в эксплуатацию, тем шире становится зона охвата в городе, что делает использование услуги еще более удобным.
Со временем к «Делисамокату» и Urent присоединились такие игроки как Whoosh, Яндекс.Go и пр. Следующим шагом в развитии бизнеса стало появление компаний, предлагающих франшизу кикшеринга.
Кикшеринговые франшизы
Согласно исследованию издания Inc. более 10 миллионов россиян пользуются услугами кикшеринга. Другими словами, шеринг самокатов ― это перспективный бизнес со своими преимуществами.
Что предлагают своим партнерам франчайзеры? Например, компания Red Wheels не требует паушального взноса и устанавливает роялти в размере 10%. Urent взимает роялти от 9% до 15% и предъявляет особые требования к будущим франчайзи. Владелец аренды самокатов «Карусель» не требует ни паушального взноса, ни роялти.
Но при покупке кикшеринговый франшизы нужно учесть и риски. Будущий бизнес может потребовать инвестиций от 4,5 до 5,3 миллионов рублей. Основные затраты ― приобретение электросамокатов, их обслуживание и починка. Поломки не всегда бывают случайными, часто пользователи сознательно портят и повреждают самокаты.
Помимо того, неправильно припаркованные самокаты в запрещенных местах могут стать причиной претензий со стороны городских властей и привести к штрафам. Стоит также отметить, что бизнес по прокату самокатов является сезонным. Высокий спрос обычно наблюдается в конце весны, летом и в начале осени, в то время как в осенне-зимний период может возникнуть значительный простой.
Открыть свой бизнес по франшизе ― разумное решение. Но важно провести анализ всех возможных рисков перед подписанием договора.