Реальная история Барби

В мире детских игрушек есть одна особенная кукла, которая прошла через поколения, и по сей день является культовой фигурой поп-культуры ― Барби! За глобальным успехом куклы стоит смелое видение одной женщины. В этой статье рассказываем о сложной и противоречивой истории Барби.

Реальная история Барби

С момента своего первого появления в 1959 году кукла по имени Барби покорила сердца миллионов людей по всему миру. За свою более чем 60-летнюю карьеру Барби пережила множество приключений и сменила более 250 различных профессий от космонавта до президента США. Этим летом Барби совершила еще один большой скачок — на этот раз она появилась на большом экране в фильме Греты Гервиг «Барби». 

В этом материале мы собрали все, что вам нужно знать об истории культовой куклы и ее создательницы.

Мама Барби 

Родившаяся 4 ноября 1916 года в Денвере, штат Колорадо, Рут Моско с раннего возраста демонстрировала творческие способности. В 1938 году она вышла замуж за Эллиота Хэндлера, и вместе они решили начать бизнес по производству детских игрушек. В 1945 году Эллиот Хэндлер и его партнер Гарольд Мэтсон объединились, чтобы основать компанию Mattel.

Хотя официально Рут не работала в Mattel, но именно ей в 1950-х годах пришла в голову идея, которая навсегда изменила Mattel и индустрию игрушек. Наблюдая, как ее дочь Барбара играет с бумажными куклами, Рут поняла, что рынок игрушек для девочек довольно ограничен. Куклы того времени казались ей скучными и не отражали мечты и желания маленьких девочек. 

Во время семейной поездки по Европе, Рут открыла для себя куклу Лилли, которая стала еще одним важным источником вдохновения. Кукла Лилли, предназначенная для взрослых, выглядела реалистичнее других игрушек. Держа в голове этот образ, Рут Хэндлер разработала похожую куклу с пропорциями взрослого, изгибами и другими женскими достоинствами. 

Хэндлер хотела назвать куклу в честь семейного прозвища ее дочери Барбары ― Бэбс. Но это имя уже было занято, как и Барбара. Поэтому Рут остановила выбор на Барби, а полное имя куклы звучало так ― Барбара Миллисент Робертс.

Покупатели остались равнодушными

Наконец, Барби была представлена ​​публике на Национальной ярмарке игрушек в Нью-Йорке 9 марта 1959 года. Теперь этот день считается официальным днем рождения куклы.

Первая версия Барби стоила 3 ​​доллара и была одета в черно-белый полосатый купальник, маленькие черные туфли на каблуках, солнцезащитные очки и серьги-кольца. Дополнительные предметы одежды продавались по цене от 1 до 3 долларов. 

К моменту проведения ярмарки игрушек 1959 года Mattel уже была отраслевым тяжеловесом с быстро растущим портфолио. Но особого интереса к Барби не было.

Все налаживается

Интерес к кукле начал расти, когда школы закрылись на лето. В том же году во время детской телепередачи «Клуб Микки Мауса» показали первую телевизионную рекламу Барби. После этого Mattel с большим трудом удовлетворила внезапный спрос на куклу.

За первый год было продано около 350 000 кукол. За все время существования куклу Лилли, ставшую прототипом Барби, купили лишь в количестве 130 000 штук. Mattel увеличила производство, но потребовалось три года, чтобы хотя бы немного догнать спрос.

Барби стала обязательной игрушкой для девочек в США и за их пределами. Согласно статье, опубликованной в Time в 1962 году, Барби привлекала маленьких девочек тем, что выглядела взрослой, а их родителей — тем, что она недорогая. Хэндлер говорила, что она получала письма от матерей, благодарных за то, что их дочери стали более осознанно относиться к собственному стилю и уходу.

Даже по мере того как производство расширялось, Хэндлер и другие дизайнеры Mattel скрупулезно следили за поступающими партиями готовых кукол. Отбракованные изделия возвращаются на фабрику в Японию.

К 1968 году розничные продажи Барби составили более 500 миллионов долларов, включая продажу 103 миллионов комплектов костюмов. Над производством куклы и аксессуаров трудились около 10 000 рабочих.

Семья Барби

«Начиная с сентября 1959 года, мы получили сотни писем от маленьких девочек, умоляющих нас найти парня для Барби», — писал Хэндлер в своей автобиографии. «Мы до смерти боялись кукол-мальчиков. Десятки компаний пробовали их производить, но каждая попытка проваливалась. Но мы не могли игнорировать запросы наших покупателей».

Кен, названный в честь сына Хэндлеров, появился в 1961 году, всего через два года после Барби. Он стоил 3,50 доллара, а дополнительные наряды были доступны по цене от 1,25 до 5 долларов. К 1963 году на продажу каждых трех Барби приходилось около одного Кена.

Mattel быстро выстроила линейку персонажей в коллекции Барби. В 1963 году была представлена ​​Мидж ― лучшая подруга Барби. Но ее перестали производить 1967 году из-за плохих продаж, хотя кукла вернулась спустя десятилетия.

Среди других кукол в коллекции были Скиппер, младшая сестра Барби, появившаяся в 1964 году, и Фрэнси, «родившаяся» в 1966 году, которая была стройнее и с меньшей чем у Барби грудью. А это означало, что Mattel пришлось создать новую линия одежды и для нее.

Кристи, еще одну подругу Барби, выпустили в 1968 году. Она стала одной из первых чернокожих кукол на рынке. Однако первые чернокожие и латиноамериканские Барби не производились до 1980 года. До этого небелые куклы Mattel всегда назывались «друзьями Барби».

В 1962 году, всего через три года после того, как кукла впервые появилась на полках магазинов, компания выпустила ее самый культовый аксессуар ― Дом мечты Барби.

Карьеристка Барби 

Барби также известна своим разнообразием профессий, но менее известен тот факт, что Барби «взялась» за эту работу за несколько лет до своих реальных коллег. 

Например, в 1962 году она стала профессиональной теннисисткой. Это произошло за восемь лет до того, как был принят Раздел IX ― федеральный закон США, который проложил путь многим женщинам в спорте. Барби также полетела в космос в 1965 году, за 18 лет до Салли Райд, первой американки, совершившей это путешествие. 

На протяжении оставшейся части 20-го века Барби «работала» в областях, где доминируют мужчины ― от генерального директора до пилота авиакомпании и водителя NASCAR. Она стала символом для девочек во всем мире и наглядно показала, что они могли быть кем угодно.

Барби становится лучше

Mattel стремилась к инновациям и регулярно выпускала новых кукол, отражающих производственные достижения и технологии. Появились куклы со сгибаемыми конечностями, в 1968 году начали продаваться говорящие куклы, которые произносили фразы «Помоги мне поправить прическу» и «Думаю, я позвоню Кену». 

Стиль Барби также менялся с годами в ответ на модные тенденции. Хотя сама Рут Хэндлер хотела, чтобы Барби была чистым холстом для молодых девушек, рекламное агентство Mattel стремилось сделать куклу гламурнее.

Решить, какие наряды производить, было сложно из-за задержки между созданием одежды для Барби и ее поступлением в магазины. «Мы никогда не пытались задавать моду, мы просто пытались предвидеть, какой будет мода к тому времени, когда продукт появится на рынке», — позже писала Хэндлер.

Кен тоже со временем обновлялся. Его телосложение изменили в 1963 году. Он получил широкие плечи, узкую талию и больше мускулов.

В конце 1960-х и Барби, и Кен снова подверглись рестайлингу. Барби «сделала пластическую операцию», в результате чего у нее появились широко раскрытые глаза, более подростковое лицо и длинные волосы. В то время как Кен получил более крепкое телосложение, более красивое лицо, более длинные волосы и более здоровый оттенок кожи. 

Споры вокруг Барби

На протяжении десятилетий Барби подвергалась жесткой критике за создание нереалистичных стандартов фигуры. Во время забастовки женщин за равноправие в Нью-Йорке в 1970 году некоторые участницы шествия скандировали «Я не кукла Барби».

Еще и продажи кукол резко упали в 2000-х и 2010-х годах, поскольку все больше детей играли в игровые приставки, а Mattel столкнулись с жесткой конкуренцией со стороны новых игрушек от Bratz и Disney.

В ответ Mattel попытались разнообразить Барби, чтобы дети могли играть с куклами, похожими на них самих и лучше представляющими общество. Чтобы помочь молодым девушкам, больным раком, Mattel выпустили лысую подругу Барби по имени Элла. Впервые изготовленные в 2012 году, они были произведены в ограниченном количестве и распространялись в больницах. Но по просьбе пациентов Mattel в 2014 году выпустили дополнительные партии Эллы.

В 2016 году компания представила серию Барби, в которой были куклы с четырьмя типами телосложения (пышные, миниатюрные, высокие и пр.), семью оттенками кожи, разными цветом глаз и прическами. Mattel также выпустили кукол со слуховыми аппаратами, протезами и кожными заболеваниями, а еще куклу с синдромом Дауна. 

В 2018 году Mattel запустили новую коллекцию «Вдохновляющие женщины», в которой представлены Амелия Эрхарт ― первая женщина, совершившая в одиночку перелет через Атлантический океан, художница и активистка Фрида Кало и Кэтрин Джонсон ― математик и сотрудница NASA. 

В 2019 году, в связи с 60-летием Барби, Mattel выпустила новую куклу с меньшим бюстом и менее выраженной талией. 

Возрождение Барби?

Интерес к Барби резко возрос в 2022 году по трем основным причинам: популярность розового цвета в моде, ностальгия по нулевым и, конечно же, фильм.

Однако это не означает, что компания стала продавать больше кукол. Спрос на Барби по-прежнему падает. Об этом свидетельствуют данные за первый квартал 2023 года.  

Но топ-менеджеры компании надеются, что благодаря фильму и массированной рекламной кампании ситуация начнет меняться. 

На долю Барби за эти годы выпало немало и критики, и побед. Но она постоянно развивалась, отражая культурные изменения. С момента своего создания Барби пыталась показать молодым девушкам мир, полный возможностей, даже когда реальных женщин все еще сдерживали барьеры. И, кажется, у нее осталось еще много работы. 

Заполните форму и узнайте больше
🇷🇺
🇹🇷
🇧🇾
🇰🇬
🇰🇿
🇦🇿
🇦🇲
🇬🇪
🇺🇿
🇱🇻
🇱🇹
🇪🇪
🇺🇦
🇵🇱
Благодарим за обращение!
Менеджер свяжется с вами в течение одного рабочего дня с 10 до 19 по московскому времени. Презентация франшизы будет отправлена вам на е-mail.
СОГЛАСИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ НА ОБРАБОТКУ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ИМ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Пользователь, оставляя свои данные на Интернет-сайте get.sushiwok.ru, а также заполняя форму обратной связи с персональными данными, принимает настоящее Соглашение на обработку персональных данных (далее – Согласие). Принятием (акцептом) оферты Согласия является заполнение формы с персональными данными в форме обратной связи на Интернет-сайте по адресу: get.sushiwok.ru. Пользователь дает свое согласие Индивидуальному предпринимателю Кисловец Марине Вячеславовне ОГРНИП 314784720400250, ИНН 78053448733, ОКТМО 40276565000, адрес: 198099, Санкт-Петербург, ул. Зои Космодемьянской, 21, 1, которой принадлежит Интернет-сайт get.sushiwok.ru и который расположен по адресу: get.sushiwok.ru, далее — Компания, на обработку своих персональных данных со следующими условиями: 1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием. 2. Согласие дается на обработку следующих персональных данных: 2.1. Персональные данные, не являющиеся специальными или биометрическими: фамилия, имя, отчество; адрес регистрации и проживания; номера контактных телефонов; адреса электронной почты; сведения об аккаунтах в социальных сетях; сведения об интересах. 3. Цель обработки персональных данных: исполнение договорных обязательств, проведение рекламных кампаний и маркетинговых исследований, в том числе смс и e-mail рассылок. 4. Основанием для обработки персональных данных являются: Ст. 24 Конституции Российской Федерации; ст.6 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных». 5. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передачу (распространение, предоставление, доступ); обезличивание; блокирование; удаление; уничтожение. 6. Передача персональных данных третьим лицам осуществляется на основании законодательства Российской Федерации, договора с участием субъекта персональных данных или с согласия субъекта персональных данных. Настоящим Согласием пользователь дает свое согласие на возможную передачу своих персональных данных третьим лицам. 7. Персональные данные обрабатываются до окончания обработки. Также обработка персональных данных может быть прекращена по запросу субъекта персональных данных. Хранение персональных данных, зафиксированных на бумажных носителях осуществляется согласно Федеральному закону №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» и иным нормативно правовым актам в области архивного дела и архивного хранения. Срок или условие прекращения обработки персональных данных: прекращение деятельности Компании, как юридического лица (ликвидация или реорганизация). 8. Согласие дается, в том числе на возможную трансграничную передачу персональных данных и информационные (рекламные) оповещения. 9. Согласие может быть отозвано субъектом персональных данных или его представителем, путем направления письменного заявления в адрес Компании. 10. В случае отзыва субъектом персональных данных или его представителем согласия на обработку персональных данных Компания вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах 2 – 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных» от 26.06.2006 г.