Концепция беспошлинной торговли в аэропортах разрослась от небольшого магазинчика в Ирландии до одного из самых прибыльных секторов розничной торговли. Как она достигла такого уровня, какое будущее у беспошлинной торговли? Разбираемся в новом материале.
Прошлое и настоящее магазинов Duty Free
Беспошлинная торговля — термин, с которым знаком практически каждый, особенно часто с ним сталкиваются те, кто много путешествует. Речь идет о покупке товаров без уплаты каких-либо налогов или пошлин, которые обычно взимаются с импортируемых или экспортируемых товаров. Эта концепция существует уже довольно давно и продолжает оставаться популярной. Рассказываем, с чего все начиналось.
Появление
Концепция беспошлинной торговли зародилась в 1940-х годах, когда Брендан О'Риган, ирландский предприниматель, придумал продавать товары пассажирам трансатлантических рейсов. Идея заключалась в том, чтобы дать людям возможность совершать необлагаемые налогом покупки, что побудило бы их тратить больше денег.
Первый магазин беспошлинной торговли открылся в аэропорту Шеннон в Ирландии в 1947 году и вскоре стал популярным местом покупок для путешественников. Остальное уже история. Менее чем за столетие концепция О'Ригана превратилась из местной инициативы в бизнес с оборотом в 70 миллиардов долларов, принимающий туристов практически во всех аэропортах мира.
Как это стало возможным
Таможенные льготы существовали задолго до появления концепции duty free. Обычно они применялись к людям, совершающим путешествия на лайнерах, а также к членам экипажей судов. В 19 веке путешественники покупали без пошлин товары в портах перед отплытием, а в классический «ассортимент» входили алкоголь, табак и парфюмерия. Потребность в таких товарах обусловлена желанием людей отдыхать и развлекаться во время путешествий, ну и маскировать неприятные запахи.
В 1944 году Конвенция о международной гражданской авиации уравняла правила пересечения границ для пассажиров воздушных судов с правилами, применяемыми к морским путешественникам. Это сделало торговлю без пошлин актуальной и для аэропортов. Правда, по началу таможенные службы стран внимательно наблюдали за ситуацией и не торопились предоставлять разрешения на беспошлинную торговлю.
Новые рынки
В 1954 году в Нью-Йорке удалось договориться обо всех спорных вопросах беспошлинной торговли, что открыло дорогу новой концепции на местном рынке.
Будущий основатель сети, американец ирландского происхождения Чарльз Фини, родился в 1931 году в Нью-Джерси. Во время Корейской войны он служил радистом в ВВС. Вернувшись домой из армии, молодой человек получил от государства деньги, которые потратил на учебу в колледже.
Чтобы продолжить обучение, Чарльз отправился в Европу. Первый свой бизнес он основал во Франции, занимаясь торговлей беспошлинным алкоголем. Клиентами Фини стали американские военные матросы, обладавшие правом на беспошлинную покупку алкоголя. Успех предприятия заключался в военном опыте Чарльза, который помогал ему находить общий язык с аудиторией. Позднее к покупке беспошлинных товаров присоединились и туристы.
В то время Чарльз Фини познакомился с Робертом Миллером, который окончил тот же колледж, что и будущий основатель Duty Free. Совместно они решили масштабировать бизнес, расширив ассортимент беспошлинных товаров. Обнаружив потенциал азиатского рынка, Чарльз Фини и Роберт Миллер получили разрешение на осуществление беспошлинной торговли в Китае. Они основали компанию Duty Free Shoppers (DFS) и в ноябре 1960 года запустили первый магазин в Гонконге.
За счет японских путешественников удалось значительно расширить бизнес. Чарльз Фини умело анализировал потоки туристов, открывая магазины беспошлинной торговли в местах, где ожидалось большое количество посетителей. Одним из перспективных направлений стал тропический остров Сайпан, к которому, несмотря на отсутствие аэропорта, рос интерес со стороны туристов. Уловив потребность, компания DFS вложила 5 миллионов долларов в строительство аэропорта и открыла еще один магазин Duty Free.
В 1966 году была учреждена Международная ассоциация магазинов Duty Free, которая в настоящее время объединяет около 400 компаний, занимающихся беспошлинной торговлей по всему миру.
Чарльз Фини заработал на этом бизнесе огромное состояние и учредил благотворительный фонд. Все свои финансовые средства он перевел в него, оставив себе только пенсию. Его вдохновляла идея поддержки других людей, и, что важно, его подход и жизненный путь оказали влияние на других предпринимателей, которые вкладывали средства в благотворительность.
Эволюция
Независимо от общего соотношения цены и качества, зона беспошлинной торговли в аэропортах остается весьма популярной среди потребителей. Магазины в аэропортах теперь во многом напоминают торговые центры с ресторанами, барами и салонами красоты.
В эпоху смартфонов магазины также переживают технологические изменения: многие предлагают платежи Alipay, чтобы удовлетворить запросы китайских клиентов,
или принимают онлайн-заказы, которые можно забрать в магазине в аэропорту.
Наконец, магазины беспошлинной торговли начали уделять внимание устойчивому развитию, предлагая экологически чистые продукты и сокращая выбросы углекислого газа.
С момента своего появления в 1940-х годах беспошлинная торговля прошла долгий путь. Из-за доступности и удобства услуга неизменно пользуется популярностью у путешественников по всему миру. Отрасль продолжает расти и развиваться, но интересно посмотреть, как магазины беспошлинной торговли будут адаптироваться к меняющимся потребностям туристов в будущем.