За первые несколько лет своего существования сеть Pizza Hut превратилась в империю, такую же американскую как бейсбол, яблочный пирог и арахисовая паста. А знаете ли вы историю этой культовой пиццерии?
Первая пицца в СССР
Невероятно, сколько разных форматов пиццерий существует: от семейных ресторанов и точек самовывоза заказов до кафе с возможностью взять блюдо на вынос и гибридных заведений. В меню таких мест обычно не только пицца, но и салаты, паста, десерты, бургеры и напитки. Может, именно это разнообразие и помогает сети пиццерий Pizza Hut удерживать лидерство среди конкурентов уже более 50 лет? Давайте разберемся.
В долг на пиццу
Самое первое заведение крупнейшей сети пиццерий в мире появилось в городе Уичито, штат Канзас, в 1958 году. Тогда братья-студенты, Дэн и Фрэнк Карни, взяли в долг у своей матери 600 долларов, чтобы арендовать небольшой ресторанчик на 25 посадочных мест.
Их выбор пал на пиццу. Почему? Пицца была знакома и понятна американцам благодаря итальянским эмигрантам, при этом до пиццерий на каждом углу было еще далеко. Так в меню заведения братьев появилась классическая пицца на тонком тесте, которое растягивали руками, поэтому она получилась хрустящей и пористой.
Все дело в хижине
Здание, в котором располагалось заведение, чем-то напоминало дом-хижину. Благодаря этому образу появилось название Pizza Hut (от англ. hut ― хижина, избушка). В качестве фирменного персонажа выбрали Пете ― усатого человечка в шляпе, фартуке и с платком на шее. Хотя его изображение давно не используется в логотипе компании, иногда Пете появляется на упаковке для пиццы, напоминая о традициях.
Руководствуясь принципами старого доброго маркетинга, братья придумали акцию: в день открытия ресторана пиццу раздавали бесплатно. Пиццерия приносила прибыль уже в первую неделю работы. Дэн и Фрэнк поняли, что необходимо расширять бизнес.
Есть франшиза
Предпринимателем не потребовалось много времени на размышления, они сразу решили воспользоваться моделью франчайзинга и расти через открытие новых партнерских ресторанов.
Всего через год после открытия первой пиццерии Pizza Hut была запущена первая точка по франшизе. В 1968 году впервые за пределами США ― в Канаде ― посетители попробовали классическую пиццу на тонком тесте от Pizza Hut. Блюдо стало настоящим хитом и символом американской пиццы. В 1970 году франчайзинговая точка открылась на другом континенте ― в Австралии. А еще через год сеть стала самой крупной по количеству ресторанов в мире. Объемы продаж достигали рекордных показателей.
Братья планировали, чтобы у франчайзинговых точек был еще и единый архитектурный облик, помимо согласованной рецептуры, технологии приготовления и стандартов обслуживания гостей. Они обратились к архитектору Ричарду Берку, с которым познакомились еще в колледже. Ходит легенда, что гонорар, который запросил Берк, оказался слишком высоким. Тогда братья предложили альтернативную схему оплаты: 100 долларов за каждую партнерскую точку, построенную в соответствии с проектом архитектора. Под руководством Берка был создан проект здания с необычной красной крышей.
Сейчас подобные ретро-рестораны можно обнаружить в Соединенных Штатах, Канаде, Великобритании, Австралии и Мексике. Еще 20 лет назад их количество превышало 6 тысяч, а сколько же было построено в 60-х и 70-х годах ― сложно вообразить! Они стали символами американского фастфуда и принесли архитектору Ричарду Берку немало денег.
Новые владельцы
В конце семидесятых сеть приобрели Pepsi Co. Двадцать лет пиццерии находились под контролем мировой корпорации, а с 1997 года перешли в собственность Yum! Brands, отделившейся от Pepsi Co. Yum! Brands также хорошо знакомы российским потребителям. В портфеле компании множество известных брендов (например, KFC), которые также были представлены на российском рынке.
В 1988 году компания Pizza Hut пережила значимый момент в своей истории, а все благодаря новому блюду в меню ― сицилийской пицце. Это пицца на толстом тесте, сдобренным большим количеством начинки: мясо, овощи, пепперони, сыр. Подается на сковородке.
Впервые в СССР
Вслед за гамбургерами, жители Москвы познакомились и с американской пиццей.
Бренд Pizza Hut появился в СССР в 1990 году, сразу после запуска первого ресторана McDonald’s. Спустя год заведения Pizza Hut в Москве обслуживали около 20 тысяч клиентов в неделю. Одна из крупнейших кухонь сети располагалась именно в столице, а в телевизионной рекламе бренда поучаствовал Михаил Горбачев.
В 2022 году Yum! Brands завершили работу в России. Польский холдинг Amrest, выступавший как мастер-франчайзи, продал активы российской компании «Ной-М». Новые владельцы переименовали сеть в «ПиццаН», а также внесли изменения в меню, расширив ассортимент.
Почти все рестораны сети Pizza Hut находятся под управлением партнеров, но не все франчайзи смогли преодолеть вызванные пандемией трудности. Тем не менее бренд сохраняет актуальность и остается одним из самых узнаваемых не только среди пиццерий, но и в индустрии фастфуда в целом.