Пандемия дала мощный толчок развитию онлайн-продаж. По данным РБК, оборот интернет-торговли весной 2020 года превысил 10 %. Как сейчас обстоят дела в секторе интернет-торговли? Сумеет ли онлайн вытеснить офлайн-продажи? Делимся анализом ситуации.
Преимущества онлайн-шопинга
Еще совсем недавно нас пугала необходимость что-то приобретать в интернете. Легче было вовсе отказаться от покупки или отправиться по магазинам в поисках нужного товара. Так было спокойнее: вещь можно пощупать, примерить, убедиться, что с ней всё в порядке.
Теперь дистанционные покупки стали чем-то обыденным. Что на это повлияло? Появились отзывы с реальными фотографиями покупателя с товаром. Разработали возможность отслеживать местонахождение заказа с помощью трек-номеров. Ввели практику возврата, если товар не подошел.
Что для потребителей наиболее привлекательно в онлайн-покупках:
- Экономия времени. На это можно возразить, ведь найти нужный товар, сравнить его стоимость на других маркетплейсах и дождаться доставки заказа – это дольше, чем купить нужное в магазине. Но и этот процесс уже оптимизирован: онлайн-ритейлеры ввели возможность реплицировать корзину, т. е. повторить предыдущий заказ. Пара минут и всё сформировано, а доставка сэкономит время и силы, которые вы потратите на то, чтобы принести тяжелые сумки домой.
- Доступность торговых марок. Не все бренды имеют магазины в каждом городе. Онлайн позволяет заказывать товары из любой точки мира, а агрегаторы помогут быстро проанализировать цены.
- Отсутствие контакта с другими людьми. Некоторым покупателям не нравится отвечать на вопросы консультантов магазина или находиться совсем рядом с другими любителями шопинга. Онлайн позволяет получить исчерпывающую информацию о товаре с помощью бота или от консультанта через заказанный обратный звонок.
Самыми востребованными позициями среди онлайн-покупок аналитики называют одежду и обувь. Далее по убывающей: приборы с цифровой техникой и продукты питания.
Удобство привычного посещения магазина
Офлайн-магазины отлично подходят для спонтанных покупок. К примеру, когда возвращаетесь домой после работы или отправляетесь в гости, всегда можно по дороге заскочить в магазин за покупками. Востребованность быстрого шопинга способствует открытию новых алкогольных и цветочных магазинов, аптек и заведений Take Away.
Формат Take Away уникален тем, что объединяет достоинства онлайн- и офлайн-шопинга. Заказать еду можно на сайте и, не дожидаясь курьера, самостоятельно забрать заказ по дороге домой.
Спрос на покупку франшизы постоянно растет. Например, у франчайзера Суши Wok, который первый в стране внедрил Take Away, ежемесячно прибавляются более 10 новых точек в разных городах России и мира.
Офлайн востребован среди покупателей, которым важно перед покупкой осмотреть, пощупать и примерить вещь. Его также ценят те, кому необходимо помочь определиться с выбором.
Но офлайн-магазины только выиграют, если дополнительно будут иметь онлайн-представительства.
Цитатный блок: В целом у форматов онлайн и офлайн пока нет ярких отличий. Но всё больше клиентов предпочитают заказывать товары через интернет. Крупные бренды способствуют этому, создавая цифровые экосистемы и развивая инновационные продукты.
Сегодня, чтобы привлечь и удержать клиента, компаниям просто необходимо присутствие в сети. Пока нельзя с уверенностью сказать, что для офлайна битва проиграна, но интернет-торговля настолько быстро развивается, что, возможно, в скором времени она победит.