Даже самые крупные компании когда-то начинали как небольшие стартапы, у основателей которых не было ничего, кроме мечты и нескольких долларов в кармане. В этом материале мы расскажем историю магазинов шаговой доступности под брендом 7-Eleven. Историю того, как они прошли путь от маленького прилавка до крупнейшего оператора франчайзинговых магазинов в мире.
Невероятный успех 7-Eleven
Рынок магазинов шаговой доступности ― один из самых конкурентных в мире: за звание «самого удобного» борются как крупные франчайзинговые, так и независимые магазины. Но именно 7-Eleven добились глобального успеха, имея свои магазины в почти 20 странах. 7-Eleven — это не только одна из крупнейших в мире франшиз с более чем 68 000 розничными точками по всему миру, но и прибыльный бизнес с собственными магазинами. И вот их история.
Ледяное начало
В 1927 году будущий основатель 7-Eleven Джо Томпсон работал менеджером в компании Southland Ice, которая занималась продажей льда. В то время уже были универсальные магазины, но в Техасе, где жил Джо, добраться до них часто было непросто и дорога отнимала много времени.
Томпсону пришла в голову идея реализовывать продукты первой необходимости ― хлеб, молоко и яйца, используя витрины для продажи льда. Это было удобно, потому что лед на прилавках позволял сохранять скоропортящиеся молоко и яйца свежими. Так родился этот небольшой бизнес.
История названия
Местные жители оценили идею, им понравилось, что теперь можно покупать самое необходимое по дороге с работы домой, избегая больших толп в обычных магазинах.
Томпсон в конечном итоге купил компанию Southland Ice и преобразовал ее в Southland Corporation, которая управляла магазинами шаговой доступности по всему Далласу.
В 1928 году коллега Томпсона привезла из поездки на Аляску сувенирный тотемный столб. Столб установили перед одним из магазинов ― он служил маркетинговым инструментом, так как привлекал большое внимание. Вскоре установили тотемные столбы перед каждым магазином и украсили помещения соответствующей тематикой, вдохновленной коренными жителями Аляски.
Позже магазины начали работать под названием Tote'm Stores. Джо Томпсон также придал отличительную черту магазинам, обучив персонал так, чтобы покупатели получали одинаковое качество обслуживания в любом магазине сети.
Банкротство и возрождение
Великая депрессия длилась с 1929 по 1939 год, затронув огромное количество предпринимателей по обе стороны Атлантики. К 1931 году компания Джо Томпсона столкнулась с непреодолимыми препятствиями и объявила о банкротстве.
Чтобы продолжить деятельность, компания привлекла заемный капитал через корпоративные облигации и инвесторов. Отмена «сухого закона» в 1933 году также помогла магазинам Tote'm восстановиться, поскольку там начали продавать алкоголь. Кроме того, магазины стали предлагать более разнообразный ассортимент продуктов питания.
Смена названия и не только
В 1946 году Джо Томпсон пошел на необычный для того времени шаг. Он держал свои магазины открытыми большую часть дня с 7 утра до 11 вечера, чтобы извлечь выгоду из экономического бума после Второй мировой войны. По этой причине магазины переименовали в 7-Eleven.
К 1952 году 7-Eleven открыли свой 100-й магазин. Но даже тогда никто не думал, что будет спрос на торговую точку, работающую круглосуточно и без выходных. Все изменилось в Остине в 1962 году. В местном магазине 7-Eleven случился такой наплыв студентов после футбольного матча Техасского университета, что они были вынуждены работать до рассвета следующего дня. Почувствовав тенденцию, магазин продолжал работать всю ночь по выходным, постепенно все больше торговых точек сети переходили на новый график.
Кратный рост и новые трудности
С увеличением числа автомобилистов отрасль быстро росла вместе с потребностью в удобных покупках. Круглосуточные магазины начали открываться в новых пригородах и районах, слишком маленьких для супермаркетов. В 7-Eleven воспользовались ситуацией и к 1963 году открыли уже 1000-й магазин.
7-Eleven также вошли во франчайзинговый бизнес, купив 127 франчайзинговых магазинов California Speedee Marts в 1963 году. К концу 1969 года 7-Eleven выросли примерно до 3500 магазинов в США и вышли на международный уровень, открыв магазины в Канаде.
Затем компания отправилась на юг, в Мексику. В 1974 году они достигли рубежа в 5000 магазинов и продолжили международную экспансию за границу ― в Японию. К концу 1978 года в Японии было открыто 188 магазинов 7-Eleven.
Японское руководство внедрило новую электронную систему, интегрированную с магазинами по всей стране. Собранные данные использовались для постоянных улучшений, эффективного хранения и размещения продуктов, управления запасами, сокращения потерь и стандартизации процессов. Любые проблемы и сбои быстро обнаруживались и оперативно устранялись. Такой подход позволил сделать предложения в магазинах более персонализированными и создать экономичную сеть цепочек поставок.
Трансформация
До 1981 год 7-Eleven стабильно продолжали расти, но потом компания столкнулась с финансовыми проблемами, преодолевать которые удавалось с большим трудом. После рыночного краха 1987 года 7-Eleven переживали еще более тяжелые времена. В то же время в Японии франчайзи за годы работы нарастил операционную эффективность и накопил денежные резервы.
После того как Southland Corporation объявили о банкротстве в октябре 1990 года, японские франчайзи приобрели контрольный пакет акций 7-Eleven. Семья Томпсон сохранила за собой лишь 5% акций.
Новые руководители, воспользовавшись лучшими практиками управления из своего опыта, изменили бизнес 7-Eleven в США, сделав его прибыльным. В январе 2018 года компания закрыла сделку по приобретению больше 1000 магазинов шаговой доступности под брендом Sunoco, расположенных в 17 штатах.
Под японским руководством компания смогла обеспечить устойчивое конкурентное преимущество благодаря постоянному развитию в продуктах и услугах. У 7-Eleven сегодня около 70 000 розничных точек по всему миру. Компания известная своей успешной моделью франчайзинга, и входит в пятерку лучших франчайзеров в США.
7-Eleven продолжают делать покупку еды и напитков максимально удобными для десятков миллионов клиентов. Эта инновационная компания с уникальным подходом — отличный пример успешного бизнеса, который боролся с трудностями и стал сильнее, чем раньше.