В выборе франшиз есть много скрытых нюансов. Не игнорируйте их, иначе рискуете потратить время, деньги или упустить выгоду. Разберемся, как отличить псевдофранзишу от стоящего предложения и вовремя распознать обман.
Зрите в корень
На первый взгляд большинство франшиз кажутся привлекательными. Тщательно изучите раздел, в котором франчайзер сулит вам те или иные выгоды и задайте себе вопрос: «Это похоже на правду?». Если владелец бренда просит небольшой в сравнении c конкурентами роялти или обещает, что вложенные деньги окупятся за один месяц, то он вводит вас в заблуждение. Его главная цель в этом случае ― получить паушальный взнос и исчезнуть.
В реально работающих проектах франчайзеры зарабатывают на вашей прибыли, поэтому в их интересах, чтобы франшиза успешно функционировала и приносила стабильный доход как можно дольше.
Не работайте с новичками
Если хотите открыть бизнес по франшизе, то выбирайте проверенную концепцию, которая имеет хорошую репутацию у клиентов. Проверьте, есть ли у компании-франчайзера достаточный опыт в этой сфере. Чтобы протестировать франшизу на жизнеспособность, обычно хватает пары лет. Франшизы, которые пережили кризис, прошли проверку на разных по сложности рынках, можно назвать достойными.
При покупке «юных» франшиз есть риск, что ваш бизнес станет «испытательным полигоном» для франчайзера. Только он получит ценный опыт, а вы потеряете деньги.
Разберитесь в процессе продажи
Кто продает франшизу? Третье лицо или компания, которой принадлежат права на бренд? В первом случае откажитесь от предложения, потому что это выглядит подозрительно.
Если продажей занимается владелец, то уточните, есть ли в его фирме франчайзинговый отдел. Наличие такого отдела будет хорошим знаком: в компании не пожалели времени и денег, чтобы создать целое подразделение, которое будет взаимодействовать с партнерами и сопровождать их на всех этапах сотрудничества. Это значит, что вы имеете дело не с бизнесом-однодневкой, а с профессионалами.
Еще один маркер мошенников ― явное давление на покупателя. Недобросовестный продавец манипулирует и требует подписать контракт прямо сейчас, не дает заранее изучить условия договора и проконсультироваться с юристами. Ни в коем случае нельзя поддаваться на подобные хитрости.
У продавца франшизы должно быть по правилам и «не вчера» оформлено юридическое лицо, зарегистрирован расчетный счет. А покупатель не обязан оплачивать паушальный взнос наличными на руки.
Наведите порядок в пакете с пакетами
Франчайзи должен понимать, что конкретно он покупает. Для этого владелец франшизы разрабатывает пакет документов, который включает различную документацию: брендбук, рекламную стратегию, инструкции и технологические карты, описание стандартов и регламентов. Создание такого пакета отнимает много сил и времени, но франчайзеры идут на это, чтобы сотрудничество c партнерами было предсказуемым и удобным.
Грамотный франчайзер заранее обозначит понятные механизмы контроля и объяснит франчайзи, как будет строиться их совместная деятельность. Это поможет избежать конфликтов и сделает работу эффективнее.
А стоит ли оно того?
Разбирающийся в своем деле франчайзер четко и однозначно ответит, что отличает его франшизу от сотен других, без прикрас назовет реальные сроки окупаемости, поделится контактами других франчайзи и честно расскажет о возможных подводных камнях. Только так бизнес по франшизе будет приносить доход владельцу бренда и его партнеру-франчайзи.
Упаковать во франшизу можно все что угодно ― стоящий проект или идею-пустышку. Выбирайте внимательно, обращайтесь к специалистам и не позволяйте себя обманывать.