Как себя чувствует fashion-индустрия в условиях ограничений? Что изменилось в поведении покупателей? Можно ли сейчас заработать в модном бизнесе? На эти и другие вопросы ответим в нашем новом материале.
Модный франчайзинг
Спустя десятилетия тренд на покупку швейных машинок вернулся в Россию. Это можно объяснить тем, что многие западные фэшн-бренды ушли с российского рынка, что, в свою очередь, привело к увеличению интереса к шитью.
Аналитики фиксируют возросший спрос на приобретение швейных машинок, тканей, фурнитуры, курсов кройки и шитья. Кроме того, отечественные модные франшизы также активно расширяются. А теперь рассказываем обо всем по порядку.
Тренды на рынке
Закрытие магазинов популярных зарубежных брендов привело к появлению сразу нескольких заметных тенденций.
Во-первых, количество поддельных товаров, представленных на торговых площадках в интернете, значительно выросло. Согласно информации от представителей «Общественной потребительской инициативы» примерно половина из 450 продавцов занимаются сбытом контрафакта. Этот тревожный тренд подчеркивает необходимость введения соответствующих законов. В марте 2023 года было принято решение включить торговые онлайн-платформы в категорию участников товарооборота. Теперь маркетплейсы несут административную ответственность за продажу товаров без маркировки.
Второй очевидный тренд ― покупка товаров в иностранных магазинах как в категории масс-маркета, так и в категории люкса. И если раньше за это отвечали профессиональные байеры, то теперь любой человек с иностранной банковской картой и возможностью посетить соответствующий магазин может покупать и отправлять одежду, сумки, аксессуары и косметику. Иными словами, клиент из России выбирает желаемое на официальном сайте бренда и скидывает ссылки на товары закупщикам. Те в свою очередь приобретают товар и отправляют его в Россию.
С другой стороны, уход западных брендов негативно повлиял на арендодателей и владельцев торговых площадей. Но стоит отметить, что пустующие помещения быстро находят новых арендаторов. В основном это связано с активным заполнением мест российскими модными франшизами. О них и поговорим.
Melon Fashion Group
Это российская компания, специализирующаяся на дизайне, производстве и розничной продаже одежды, обуви и аксессуаров. Она основана в 2005 году. Основной фокус компании заключается в создании и продвижении брендов ZARINA, Befree, LOVE REPUBLIC и Sela, предлагающих коллекции для женщин, мужчин и детей.
За каждым брендом в портфеле Melon Fashion Group стоит интересное прошлое, четко выстроенная коммуникация с потребителями и позиционирование на рынке.
Компания активно развивается на российском и международных рынках. Имеет собственные магазины, а также присутствует в мультибрендовых ритейлерских сетях.
Melon Fashion Group расширяются посредством системы товарного франчайзинга. Компания предлагает потенциальным партнерам запустить магазины как в России, так и за ее пределами. Важно отметить, что их франчайзинговый пакет не включает паушальный взнос, роялти и маркетинговые отчисления.
Ориентировочный срок окупаемости составляет 2-3 года, при этом сумма инвестиций зависит от концепции и размера магазина. Чтобы открыть магазин под одним из брендов компании, придется вложить от 2 до 12 млн рублей.
Gloria Jeans
Бренд ― один из крупнейших участников модного рынка России. История компании интересна еще и тем, что кооператив «Глория» стал первым официальным производителем джинсовой одежды в СССР. Свой первый магазин Gloria Jeans открыли в 1991 году. С тех пор они собрали множество престижных отраслевых наград.
В 2009 году руководство Gloria Jeans отказалось от использования модели франчайзинга и приняло решение о развитии собственной торговой сети. Обычно крупные бренды поступают иначе: создают бизнес-проект, развивают сбыт, оттачивают ключевые процессы, совершенствуют модель, а затем переходят к расширению через франчайзинг. В этом же случае все наоборот ― в Gloria Jeans свернули программу франчайзинга и взяли под свой контроль существующие магазины.
Изменится ли ситуация в будущем? Это еще предстоит узнать. Но уже сейчас можно сказать, что бренд демонстрирует высокий темп роста. Например, компания открыла флагманский магазин на Тверской, в том же помещении, где раньше работал крупнейший H&M в Европе.
Другие бренды
Большинство российских производителей одежды обычно выбирают традиционный подход к работе на рынке, активно развивая партнерскую сеть. Среди таких брендов ― SAVAGE, Acoola, Pompa, Concept Club, Lime и пр. Они нацелены на продажу одежды, обуви и аксессуаров как через розничные магазины, так и через интернет.
Следует отметить, что существует определенная группа потребителей, которые предпочитают эксклюзивные изделия и шьют одежду на заказ. Но самостоятельный пошив ― не самый дешевый вариант по сравнению с покупками в обычных магазинах.
Изготовление одежды по индивидуальным меркам, будь то платье, рубашка, юбка или любой другой предмет гардероба, значительно увеличивает финальную стоимость изделия.
В таком случае fashion-ритейл выглядит привлекательнее, да и новые бренды с современным ассортиментом появляются регулярно. Со временем эти бренды расширяются настолько, что способны запускать собственные франшизы и предлагать больше возможностей для других предпринимателей.
В настоящее время у тех, кто планирует запустить собственный магазин одежды, есть выбор из множества отечественных франшиз. Поэтому крайне важно определиться с сегментом и планируемым объемом инвестиций, а также тщательно проанализировать вероятные риски.