Основанная почти 100 лет назад, сегодня Marriott International является крупнейшей гостиничной компанией в мире. Есть несколько причин, по которым отели этой сети пользуется таким успехом. О них и рассказываем в новом материале.
Marriott: как стать лучшими
В 1900 году в крошечном поселении Марриотт появился на свет человек, чей вклад в индустрию гостеприимства трудно переоценить. Джон Марриотт ― второй ребенок в семье, но первый среди мальчиков ― уже с ранних лет помогал отцу на ферме. Отец не только давал задания, но и учил самостоятельности: ставил задачи и показывал, как их правильно выполнять. Этот опыт помог Джону мыслить и действовать рационально, конструктивно и эффективно.
Латук, мормоны и свое дело
В возрасте 13 лет молодой предприниматель начал пробовать себя на бизнес-поприще: он возделывал несколько гектаров земли, чтобы вырастить салат латук. Благодаря этим усилиям он заработал 2 тысячи долларов. Уже на следующий год отец поручил ему продать стадо из нескольких тысяч овец, тогда Джон отправился торговать в Сан-Франциско.
Семья Марриоттов исповедовала мормонскую веру, которая возникла в США в 19 веке. Поэтому согласно правилам церкви, Джон совершил двухлетнее миссионерское путешествие по Новой Англии. Вернувшись, он получил образование и решил заняться собственным бизнесом.
По мнению Джона начинать свое дело следовало только в столице. Посетив Вашингтон, он привез оттуда идею: продавать прохладительные напитки в жаркие дни. Он видел спрос собственными глазами и был уверен, что все получится. Свой выбор Джон остановил на традиционном американском напитке, известном как root beer (буквально «корневое пиво»). Название может сбивать с толку, но напиток абсолютно безалкогольный. Он производится из коры корня сассафраса. Этот сладкий газированный напиток утолял жажду и стимулировал покупателей возвращаться за новой порцией.
Компания, которая занималась изготовлением рутбира, развивала бизнес по франшизе. В 1927 году Джон приобрел лицензию на продажу напитка и переехал в Вашингтон. Он нашел себе бизнес-партнера и взял кредит на сумму 6 тысяч долларов. Средства Марриотт потратил на оплату аренды небольшого помещения и покупку необходимого оборудования.
Как только заведение открылось, Джон отправился в родной штат Юта, чтобы вступить в брак с однокурсницей Элис Шитс. Элис была падчерицей сенатора от штата, поэтому «принесла» в брак не только деньги, но и нужные связи.
Самолеты и отели
Бизнес процветал в летнее время, однако Джон осознал, что продажи упадут уже осенью из-за низкого спроса. Тогда он решил изменить меню, несмотря на отсутствие такой возможности по франчайзинговому договору.
Владелец уличной точки начал предлагать посетителям блюда мексиканской кухни, такие как тамале и горячую кукурузу с чили. Позже Джон, учитывая ассортимент горячих блюд, изменил название заведения на Hot Shoppes.
В 1928 году партнер Марриотта вышел из бизнеса. Тем временем в Балтиморе и Ричмонде открылись еще две точки Hot Shoppes, предлагавшие возможность не только поесть в кафе, но и взять еду с собой. Через четыре года в Вашингтоне уже работало семь заведений. Джон продолжал активно развивать рынок общественного питания.
В 1937 году три крупнейшие авиакомпании Восточного побережья США заключили соглашение с Hot Shoppes о поставке горячих блюд на борт самолетов. Hot Shoppes еще заключали контракты с частными компаниями на поставку питания для сотрудников, а также во время Второй мировой войны с оборонными заводами и государственными предприятиями. В 1953 году Hot Shoppes сделали значимый шаг, выйдя на публичную фондовую биржу. Акции раскупили за 2 часа.
Следующий шаг был весьма логичным: семья Марриоттов приняла решение войти в гостиничный бизнес. В 1957 году они открыли первую гостиницу. Месторасположение было выбрано стратегически: отель с видом на Капитолий и монумент Вашингтона, рядом с Пентагоном и аэропортом. Управление поручили сыну Марриоттов ― Биллу Марриотту-младшему. Бизнес постепенно расширялся и диверсифицировался, что привело к созданию новой компании Marriott Corp.
Через два года семья Марриоттов торжественно открыла второй отель. После открытия десятой гостиницы в США, владельцы обратили внимание на другие страны. И в 1969 году появился первый отель в международной сети Marriott в Акапулько.
С ростом бизнеса возникли новые сложности в управлении гостиницами. Следующей вехой в развитии компании стала франшиза. По некоторым данным Джон Марриотт долго сомневался над этим шагом и боялся потерять контроль над партнерами. Первое время он даже запрещал франчайзи открывать отели под брендом Marriott (что для франшизы, согласитесь, странно). Но в 1983 году Марриотты увидели потенциал в среднем ценовом сегменте и запустили сеть отелей под брендом Marriott Courtyard.
Можно, но дорого
После смерти Джона Марриотта-старшего его сын взял на себя руководство. Основная стратегия заключалась в приобретении гостиничных комплексов. Компания купила American Resorts Group, Residence Inn, Fairfield Inn и столкнулась с финансовыми трудностями. В 1989 году начался процесс реструктуризации.
Все активы были проданы, остались только отели. Корпорацию разделили на две компании: Marriott International (управляет гостиницами) и Host Marriott Corporation (предоставляет допуслуги для гостей). Но страсть к покупке отелей у Marriott не угасла. В конце 20 и начале 21 века они приобрели Ritz-Carlton, Renaissance Hotel Group, а также Starwood-Sheraton, Le Meridien, Westin, St Regis и другие. Сеть отелей, принадлежащих компании Marriott, охватывает практически весь мир, насчитывая уже более 7 тысяч объектов.
Чтобы стать франчайзи и открыть свой отель, требуется инвестиция от 74 до 117 миллионов долларов, к которой добавляется единовременный взнос в размере 120 тысяч долларов. Компания заключает договоры исключительно с опытными предпринимателями и крупными компаниями. Роялти составляют 6% от выручки от номеров и 3% от выручки с продажи еды и напитков. Есть еще и обязательное требование к локации ― только центральные районы крупных городов.