Знаете ли вы, что компания PepsiCo торговала старыми советскими подводными лодками и имела монополию на продажу водки «Столичная» в США? Как так получилось, рассказываем в новой статье.
Любовь с первого глотка
Все началось в 1959 году на выставке «Промышленная продукция США», проходившей в Москве. Тогда американский президент Ричард Никсон и советский лидер Никита Хрущев оказались втянутыми в печально известные «Кухонные дебаты» — спор о преимуществах капитализма по сравнению с коммунизмом. Их так назвали, потому что дебаты происходили в неформальной обстановке, напоминающей кухню среднестатистического американца, заполненную бытовыми приборами и популярным американскими продуктами.
Чтобы охладить жаркую дискуссию, Дональд Кендалл, глава международного подразделения Pepsi, посоветовал Никсону предложить Хрущеву попробовать знаменитый газированный напиток. Для Хрущева это была любовь с первого глотка.
Кендалл рисковал, привезя Pepsi на Американскую национальную выставку. Высшее руководство посчитало эти усилия пустой тратой времени и денег. Поэтому Кендалл, желая сохранить свою репутацию, сказал Никсону, чтобы тот буквально всунул в руки Хрущева газировку. Никсон справился. Фотограф запечатлел его и Хрущева вместе, когда советский лидер осторожно потягивал напиток.
Шипучая авантюра Кендалла оправдалась: он воспользовался пиар-успехом и стал генеральным директором Pepsi в 1963 году. После этого он сосредоточил свои усилия на том, чтобы привезти газировку в Советский Союз.
Литр колы за литр водки
Несмотря на любовь Хрущева к американскому напитку, потребовалось несколько лет и множество переговоров, прежде чем в 1972 году бренд официально появился в СССР. По действующему соглашению PepsiCo начали доставлять продукт в концентрированном виде и оснащение для заводов, где концентрат разбавляли, разливали и развозили по стране.
Но был один вопрос: деньги. Советские рубли не имели никакой ценности за пределами России, а валюту нельзя было вывозить из страны. Поэтому СССР и PepsiCo прибегли к бартеру. В обмен на газировку PepsiCo получали водку «Столичная» для перепродажи в США.
Планировалось, что первый завод появится в Сочи, но из-за недоступности рядом источников пресной воды решили построить его в Новороссийске. В начале восьмидесятых появилось еще семь заводов.
К концу 1980-х годов россияне выпивали примерно миллиард порций колы в год. В 1988 году компания показала по местному телевидению первую платную рекламу, в которой снялся Майкл Джексон. Бартер работал хорошо: «Столичная» пользовалась популярностью в США. Однако американский бойкот в ответ на советско-афганскую войну и последующее падение спроса на водку заставил обе стороны искать другие варианты для бартера.
Военные корабли Пепси
Решение было найдено – советские военные корабли. В мае 1989 года PepsiCo купили 17 старых подводных лодок, крейсер, фрегат и эсминец, которые позже были перепроданы на металлолом. Плюс компания покупала новые советские нефтяные танкеры, а затем сдавала их в аренду или продавала.
Год спустя Кендалл заключил сделку века, согласно которой СССР должен был построить 10 нефтяных танкеров для PepsiCo, чтобы компенсировать три миллиарда долларов за концентрат газировки. Несмотря на надежды Кендалла, что это будет способствовать дальнейшей экспансии PepsiCo в стране, распад Советского Союза разрушил его планы, и компания так и не смогла заявить права на корабли.
Внезапно PepsiCo пришлось иметь дело со множеством республик вместо одной страны. Хуже всего то, что на рынок вышел главный конкурент ― Coca-Cola, и PepsiCo изо всех сил пытались удержать свою долю рынка в России. В это время компания в рамках маркетинговый стратегии запустила гигантскую копию банки Pepsi на космическую станцию «Мир» и установила два знаковых рекламных щита над шумной Пушкинской площадью в Москве.
Сегодня PepsiCo занимает прочные позиции на российском рынке, производя широкий ассортимент продукции. Однако время от времени россияне с ностальгией вспоминают неповторимый вкус «Пепси» в стеклянной бутылке, говоря, что она вкуснее, чем сегодня, потому что пластик портит вкус.
Производственная франшиза
По сути заводы, которые PepsiCo строили в СССР, были открыты в рамках производственной франшизы. Процесс включает в себя передачу технологии производства и выпуск товаров под брендом франчайзера. Важным аспектом таких франшиз является строгое соблюдение установленных головной компанией стандартов качества для производимой продукции. Ноу-хау в данном контексте может охватывать не только специфику производства, но и методы продажи.
В свой первый завод в СССР компания PepsiCo инвестировала 1 миллион долларов. Поэтому не каждый может позволить себе такой тип франшизы. Но если вы приняли решение вложиться в свое будущее, можно рассмотреть более доступные варианты. Например, чтобы открыть открытия точку СушиWok, вам потребуется вложить около 1,5 миллиона рублей.