Грамотно составленный договор ― один из ключевых факторов успеха в индустрии франчайзинга. В этой статье расскажем о том, какие типы договоров существуют в России, как они регулируют отношения между франчайзером и франчайзи, и на что надо обратить внимание в первую очередь.
Лицензионный договор во франчайзинге
Все юридические отношения в России между франчайзером и его партнерами регулируются статьей 1027 ГК РФ, где зафиксировано понятие «коммерческая концессия». Обычно владельцы франшизы прибегают к разным договорам для работы: лицензионный, договор коммерческой концессии и возмездного оказания услуг, а также договоры поставки и агентские.
Первое место в перечне занимает лицензионный договор. Почему так? И чем он отличается от договора коммерческой концессии? Рассказываем в статье.
Суть
По лицензионному соглашению франчайзи получает право на эксплуатацию в своих интересах различных объектов интеллектуальной собственности. Под объектами понимаются конкретные разработки владельца бренда, такие как логотип или фирменные цвета.
По договору коммерческой концессии владелец бренда передает ряд прав: название, торговый знак и коммерческая тайна. Кроме того, в рамках договора могут быть установлены различные ограничения, включая основное ― запрет на конкуренцию со стороны франчайзи в отношении франчайзера.
Участники и цели
Лицензионный договор подписывается между юридическими и физическими лицами. А договор о коммерческой концессии заключается между компаниями и индивидуальными предпринимателями.
То, как франчайзи будет использовать полученные права, не имеет значения при заключении лицензионного соглашения. В случае коммерческой концессии права передаются исключительно для предпринимательской деятельности. Франчайзер получает возможность расширить свой бизнес без дополнительных инвестиций, при этом сохраняет полный контроль над созданными филиалами.
Вознаграждение и ответственность
Лицензионное соглашение может быть безвозмездным по соглашению сторон, в то время как договор коммерческой концессии всегда подразумевает оплату.
Что касается ответственности, то лицензиат несет полную ответственность за свои действия. В рамках же договора коммерческой концессии франчайзер дополнительно несет ответственность за качество оказываемых услуг. В некоторых случаях франчайзер несет ответственность наравне с франчайзи.
В целом лицензионное соглашение предоставляет франчайзи больше свободы, однако сопряжено с увеличенной личной ответственностью. При подписании коммерческой концессии франчайзи менее гибок в своих решениях, но этот тип договора подразумевает разделение ответственности с франчайзером.
Новым франчайзи, как правило, предлагается заключить договор, который составлен юридическим отделом франчайзера. Если такого соглашения не существует, это плохой сигнал, свидетельствующий о ненадежности продавца.
Не столь важно, какой тип соглашения заключать. Главное ― содержание договора. Рекомендуем обратить внимание на то, какие условия прописаны для расторжения контракта, какая информация содержится об обязанностях сторон. Перед тем как поставить свою подпись под договором, советуем внимательно его изучить, задать интересующие вопросы и проконсультироваться со специалистами. Важно помнить, что грамотное оформление отношений предотвращает конфликтные ситуации и споры.