У коктейлей богатая история. Многие из тех, что пьют сегодня, созданы более сотни лет назад. Но что на самом деле представляет собой коктейль? Откуда взялось это слово и кто его придумал? Подготовили материал для любознательных поклонников коктейлей.
История коктейля наполнена забавными фактами и красочными легендами. Это неудивительно: алкогольные напитки производят уже тысячи лет, а смешивать их начали в древности. Викинги пили перебродившую смесь воды и меда, а в «Илиаде» Гомера рабыни соединяли вино, сыр, мед и сырой лук.
С 1500-х годов употребляли глинтвейн, sack posset ― микс из яиц, сахара, сливок и хереса, и тодди, приготовленный на основе чая, виски, лимона и специй. В начале XVII века английские моряки привезли из Индии рецепт пунша ― дистиллированного спирта, смешанного с сахаром, специями, цитрусовыми и водой.
Но сам термин «коктейль» придумали позже. Существует несколько теорий о его происхождении. Некоторые из них откровенные выдумки и сказки, некоторые похожи на правду, но все за несколько веков обросли столькими подробностями, что невозможно отличить факты от вымысла.
Яичная скорлупа, хвост и пустые бочки
Одна из легенд гласит, что аптекарь из Нового Орлеана впервые употребил слово «коктейль» в конце XVIII века. Антуан Амеди Пейшо подавал бренди, смешанный с изобретенным им биттером, в яичных скорлупках-стаканчиках. На французском они назывались coquetier, но трудности в произношении превратили слово в cocktail.
Самая популярная история о происхождении термина «коктейль» связана с хозяйкой таверны Бетси Фланаган. Во времена Американской революции она подавала французским солдатам, сражавшимся на стороне американцев, напиток, украшенный петушиными хвостами. Солдаты в ответ кричали на французском: «Vive le cock-tail!», что означает «Да здравствует петушиный хвост!».
В пользу петушиных хвостов свидетельствует еще одно обстоятельство. Во время пребывания в Мексике английским морякам подавали напитки, смешанные с корнем растения, известного как Cola de Gallo, что в переводе ― «петушиный хвост».
А вот еще одна теория. В колониальный период владельцы таверн хранили спиртные напитки в бочках. Когда бочки пустели, то остатки из разных смешивали в одной и продавали по сниженной цене. Разливали этот «микс» из специальных кранов, называемых cock. Поэтому посетители, желающие получить дешевый алкоголь, просили «петушиных хвостов».
Слово «коктейль» в печатном виде впервые появилось в британской газете, вышедшей в марте 1798 года. Но только в 1806 году на страницах нью-йоркской газеты термин определили в том виде, в котором мы его знаем, ― «возбуждающий ликер, состоящий из спиртных напитков любого вида, сахара, воды и биттеров». Это определение подходит и для современных коктейлей, но с оговоркой, что изначально коктейлями называли только определенную смесь ингредиентов, а сейчас это общий термин для всех смешанных напитков.
Первая книга и золотая эра коктейлей
Первую книгу о коктейлях написал американский бармен и владелец салунов Джерри Томас в 1862 году. Джерри назвал издание «Как смешивать напитки, или „Спутник Бонвивана“». Книга стала энциклопедией для барменов во всем мире, а Джерри Томаса, теперь уже считавшегося отцом американской миксологии, нарекли «Профессором». В 1882 году Гарри «Декан» Джонсон ― еще одна важная фигура в истории американского барменства ― опубликовал «Руководство для бармена». В нем содержался самый ранний рецепт мартини.
В США XIX век стал «золотым» для коктейлей. Работать барменом было престижно и прибыльно. Джерри Томас тогда считался одним из самых влиятельных людей в Сан-Франциско и зарабатывал больше, чем вице-президент.
Расцвету коктейльной сферы помогли путешествия, индустриализация, а главное ― инновации. Касались они одного из ключевых ингредиентов коктейльной культуры ― льда. В то время самым быстрым транспортом для доставки считался корабль, а большинство портов не были оборудованы для того, чтобы долгое время хранить лед. Но нашелся энтузиаст, который после многочисленных и безуспешных попыток наладил бизнес по перевозке льда. Звали его Фредерик «Ледяной король» Тюдор. Он дал возможность любому человеку наслаждаться напитками со льдом в любое время и в любом месте.
Пересекая Атлантику
Не все было гладко. Индустрия коктейлей пошла на спад, когда движение за трезвость охватило Соединенные Штаты. Это привело к введению сухого закона, который действовал с 1920 по 1933 год, и запрещал продавать, употреблять, производить и доставлять алкоголь в США. Большинство пивоварен, виноделен и винокурен по всей Америке закрыли свои двери, чтобы больше не открыться.
Сухой закон отправил индустрию коктейлей в подполье. Контрабандный алкоголь набирал популярность, поэтому производители занимались бутлегерством. Они покинули большие города, чтобы продолжить свое ремесло в лесах или в Канаде. Знаменитые бары Америки превратились в нелегальные питейные заведения ― их называли «спикизи» (от англ. speakeasy). В это же время талантливые бармены переезжали в Европу и устраивались там на работу. Европейские столицы получили первые «американские» бары, а заведения в лондонском отеле The Savoy и в парижском Ritz стали меккой коктейлей.
Но и в США не забывали о том, как миксовать. Спиртные напитки, произведенные во время сухого закона, часто были некачественными, что заставляло барменов смешивать разные ингредиенты и маскировать плохой вкус. Популярность коктейлей резко возросла, а после отмены сухого закона в 1933 году бармены уже свободно экспериментировали со спиртными напитками ― золотой век коктейлей продолжился.
Какова бы ни была правда о происхождении коктейлей, одно можно сказать наверняка, ― в наши дни они пользуются огромной популярностью, а традицией смешивать, чтобы создать что-то новое и захватывающее, наслаждаются люди во всех странах и на всех континентах.