В любом бизнесе, где люди взаимодействуют друг с другом, неизбежно возникают недопонимание, давление на болевые точки и конфликты. Однако жизненно важно разрешать разногласия до того, как они станут угрозой для бизнеса. А еще лучше предотвратить проблему заранее. Как это сделать, рассказываем в этом материале.
Когда отношения между франчайзером и франчайзи идут не так
Крепкие отношения между франчайзером и франчайзи — это прекрасно. Отличные бренд, товары, услуги и маркетинг от франчайзера в сочетании с целеустремленностью франчайзи с большой вероятностью гарантируют успех в бизнесе.
Франчайзер и франчайзи — это команда. Уровень конфликтности в рамках франчайзинговых отношений уже давно признан важным фактором, определяющим, насколько хорошо (или плохо) будет работать бизнес. Существует множество причин, по которым конфликт может возникнуть.
Не так давно мы рассказывали о самых популярных франшизах, не связанных с общественным питанием. В свете скандала вокруг пунктов выдачи заказов Wildberries, предлагаем еще раз заглянуть за кулисы франшизного бизнеса и обсудить отношения между франчайзерами и их партнерами.
С чего все началось
Сначала пару слов о том, почему выгодно открыть пункт выдачи заказов (ПВЗ) известного бренда. Во-первых, эта опция доступна многим из-за низкого порога входа. Во-вторых, если выбрать правильную локацию для ПВЗ, то успех уже практически гарантирован.
Такая доступная бизнес-модель позволяет минимизировать усилия на ее продвижение и привлечение клиентов. При этом создается ощущение, что бизнесом управлять легко, просто и понятно. Разве что-то может пойти не так? Ведь работа сотрудника в пункте выдачи заказов сводится к приему товаров на склад, их выдаче и обработке возвратов. И вот здесь кроется основной риск.
Теперь к сути конфликта Wildberries с представителями своих ПВЗ. Компания решила сократить убытки, возникающие из-за возвратов и действий мошенников, но выбранная стратегия кнута в отношении своих партнеров привела к непрогнозируемым результатам. Wildberries не только не сэкономили, но понесли дополнительные денежные и репутационные потери. Забастовки франчайзи по всей стране свидетельствуют о том, что условия работы не удовлетворяют многих. Возникает вопрос, почему франчайзи соглашались на заключение таких невыгодных договоров?
Условия договора
Тщательно составленный договор франчайзинга имеет большое значение для предотвращения ненужных и дорогостоящих судебных разбирательств. Вот почему так важно изучить соглашение о франшизе до того, как подписать.
Что было в договоре между франчайзи и компанией Wildberries? Мог ли франчайзер менять условия в одностороннем порядке? Знали об этом партнеры или франчайзер нашел удобную лазейку? Однозначно можно сказать, что владелец бренда показал себя не с лучшей стороны.
Вторым этапом конфликта стало объявление о разрыве отношений с владельцами ПВЗ, которые вышли на забастовку. Это кажется логичным, поскольку франчайзер имеет право прекратить отношения в случае нарушений условий договора со стороны франчайзи.
Поэтому мы всегда рекомендуем отказаться от сотрудничества, если еще до подписания договора появляются сомнения относительно формулировок в юридических документах.
После того как стало очевидным, что компания Wildberries старается скрыть происходящее, ситуация обострилась. В результате неправильных действий франчайзера ожидают проверки и штрафы.
Партнерские отношения
Многие предприниматели не осознают, что отношения между франчайзером и франчайзи так же важны, как и качество их продуктов или услуг. Динамику отношений между франчайзером и франчайзи иногда сравнивают с ментором и подопечным. Но это говорит о дисбалансе, который вводит в заблуждение, поскольку франчайзи ― независимые предприниматели. Франчайзер может давать советы и рекомендации, но именно франчайзи несет полную ответственность за принятие решений и их выполнение.
Таким образом, успешные отношения между франчайзером и франчайзи гораздо больше похожи на деловую версию брака — взаимозависимые отношения, требующие уважения, доверия и усилий с обеих сторон.
Как это устроено в Суши Wok
Нам важно, чтобы партнеры не только работали под вывеской бренда, но и разделяли его философию и искренне верили в продукт.
Чтобы обеспечить высокую эффективность работы партнера, следует научить его, вдохновить собственным примером и успехом, сделав приверженцем философии Суши Wok. Наши франчайзи не просто получают набор эффективных инструментов, но еще обязательно приезжают на учебу в Санкт-Петербург. В ходе обучения мы также рассказываем партнерам о различных ситуациях, при которых франчайзер может применить штрафные санкции или принять другие меры.
Наш секрет ― система многоуровневого контроля. Она обеспечивает прозрачные отношения и предотвращает необоснованные претензии между партнерами. Система также гарантирует высокое качество продукции, способствует улучшению репутации и помогает отслеживать адекватность сложившихся отношений. Главное преимущество этой системы ― четкость и ясность. Партнеры понимают, за что и когда франчайзер может наложить штраф ― элемент неожиданности полностью исключен.
Отношения между франчайзи и франчайзером являются решающим фактором успеха как для индивидуального бизнеса, так и для франчайзинговой организации в целом. Построение и поддержание этих отношений — улица с двусторонним движением, требующая уважения и усилий. Как и в любых отношениях, не всегда все идет гладко. Способность управлять отношениями с помощью открытой коммуникации, эмоционального интеллекта и чувства ответственности принесет отличные результаты для всех участников делового партнерства