Новички в бизнесе стремятся приобрести опыт и стать искусными предпринимателями, в то время как опытные предприниматели стремятся расширить свой бизнес. Давайте заглянем за кулисы, чтобы понять, что происходит в мире предпринимательства, и как определить, когда бизнес уже достаточно развит для запуска франшизы.
Когда бизнес становится франшизой?
Для многих компаний франчайзинг является логичным шагом в развитии бизнеса, позволяющим им расширять присутствие и, в конечном итоге, получать новые потоки доходов. Франчайзинговый бизнес также способствует созданию национального бренда.
Во многих отраслях запуск франшизы может быть дешевле, чем инвестиции в открытие второго или третьего подразделения и его развитие. Но сначала владелец бизнеса должен обратить внимание на ряд важных моментов и убедиться, что бизнес готов к франшизе.
Работающая модель и узнаваемый бренд
Важно понимать, что непопулярный бренд почти невозможно продать за адекватные деньги. Кроме того, отсутствие известности, брендбука и фирменного стиля не принесет ни франзайчеру, ни его партнерам прибыли. Если найдется покупатель для такой франшизы, ему придется начинать все с нуля.
То же самое относится к посетителям или клиентам будущего филиала. Они не просто ищут товар или услугу, они хотят доверять бренду, ценить его за дизайн и прочие аспекты. Франшиза всегда представляет собой бренд с логотипом, продуманным интерьером и сотрудниками в фирменной униформе.
Создание франшизы требует гораздо большего, чем отличная бизнес-концепция. Предприниматели должны точно понимать, что представляет собой и чем занимается их бренд, а также сформулировать концепцию и план. Франчайзинг — это систематизация, поэтому предпринимателям нужны четкие, продуманные процессы, коммуникации и методы привлечения новых клиентов.
Воспроизводимый ассортимент
Если концепция работает только благодаря уникальному местоположению, суперзвездному продавцу или тому, что владелец работает по 80 часов в неделю, повторить это будет сложно.
В идеале концепция франчайзинга должна быть относительно простой в использовании и работать на различных рынках. Конечно, потенциальные франчайзи могут привнести в игру какие-то особые навыки или квалификацию, но на это не всегда стоит рассчитывать.
Достаточное финансирование
Для потенциальных франчайзи недостаток финансов со стороны франчайзера может иметь разрушительные последствия, поскольку, приобретая франшизу, они рассчитывают на оказание ряда дорогостоящих услуг (бизнес-консультации, маркетинг).
Некоторые предприниматели полагают, что могут финансировать рост компании исключительно за счет взносов от франчайзи. Однако запуск франшизы без необходимых предварительных инвестиций ― плохое решение с непредсказуемыми последствиями и для франчайзера, и для будущих франчайзи.
Хотя паушальный взнос включает в себя обучение, передачу прав на бренд и другие услуги, он не может обезопасить франчайзера, если у него нет дополнительной денежной страховки в момент запуска франшизы. Компании, которые полагают, что смогут решить финансовые проблемы только за счет привлечения партнеров, обречены на неудачу.
Опыт Суши Wok
Компания Суши Wok стала франчайзинговой, пройдя через определенный путь развития. Сегодня у нее уже более 770 франчайзинговых точек. Однако перед тем, как создать франшизу, бренд активно развивал собственные магазины.
Первый Суши Wok открылся в 2011 году в Санкт-Петербурге. За два года было успешно открыто еще 160 магазинов. В 2013 году стало понятно, что модель компании стабильна и готова к масштабированию.
Дальнейшее развитие требовало расширения на региональном уровне и быстрого открытия большого количества магазинов для экспансии. Кроме того, необходимо было нанять больше операционных менеджеров. Чтобы решить все эти вопросы, была разработана франшиза.
Запуск франшизы Суши Wok позволил в первый год удвоить количество магазинов ― 300 точек в 2014 году. Благодаря тому, что все операционные процессы были тщательно протестированы и оптимизированы в собственных магазинах, франчайзи стало легче достигать хороших финансовых результатов.
В 2016 году под вывеской бренда работало уже 500 точек, в 2018 году ― 600, в 2019 году ― уже 700. Несмотря на пандемию, в декабре 2020 года открылся 745-й магазин, а в 2023 году Суши Wok продолжают уверенно расти.