Франшизы бывают нескольких видов. По товарной франшизе компании занимаются продажей товаров, по производственной – производят продукцию, а сервисная франшиза дает право предприятию оказывать услуги.
Расскажем о самой популярной франшизе на российском рынке – сервисной.
Кто стал основоположником сервисной франшизы
Имея сервисную франшизу, предприниматель вправе оказывать услуги, но при этом он должен строго соблюдать стандарты владельца бренда.
Основателем такого способа ведения бизнеса называют Исаака Зингера. Его компания с успехом продавала швейные машинки, но столкнулась с трудностями в сервисном обслуживании этой техники. Покупателям было абсолютно неудобно возить машинку на починку в соседний штат или вовсе в другой конец страны. Зингеру пришла идея, что эксклюзивные продавцы могут и продавать его технику, и обслуживать её в случае поломки. В 1851 году он начал заключать с дистрибьюторами договоры на передачу права не только на продажу машинок компании Singer Sewing machine company, но и на их обслуживание.
Дилеры (франчайзи) теперь могли обслуживать и ремонтировать швейные машинки под контролем компании Singer (франчайзера).
Этот пример не относится полностью только к сервисной франшизе, т. к. в данном случае осуществляется и продажа, и сервис, то есть это товарно-сервисная франшиза. Такие «накладки» – не редкость. Может (как в случае с Singer) возникнуть сперва товар, а затем к нему добавляется сервис или наоборот: франчайзи покупает франшизу на оказание услуг, а затем к ней приобретает товар (например, оригинальные соусы) или оборудование.
Под сервисную франшизу попадает довольно обширный список деятельности. Это не только сервисные центры по ремонту техники. Центры, занимающиеся обучением и развитием, заведения общепита, гостиничная сфера, фитнес-центры, медицинские лаборатории, студии и салоны красоты, клининговые услуги и химчистки – всё это также относится к сервисной франшизе.
Что нужно учесть при выборе франшизы в сфере услуг
Обычно владелец бренда обеспечивает покупателя сервисной франшизы необходимым оборудованием, маркетинговой поддержкой, а заодно контролирует деятельность бизнес-партнера.
Предметом сотрудничества между продавцом и покупателем франшизы становятся оригинальная идея или запатентованная технология. К примеру, в образовательных нишах это уникальные обучающие программы и методики. В сфере общепита – рецептура, технология приготовления, сервировка или способ подачи блюд.
Покупая сервисную франшизу, убедитесь, что вам предлагают именно этот вид франшизы, а не товарно-сервисный. Должно насторожить, если продавец дополнительно навязывает покупку конкретных товарных единиц по фиксированным ценам. Но как быть с франшизой общепита? Ведь для получения уникального вкуса и соблюдения всех стандартов приготовления блюд требуются определенные ингредиенты. Франчайзеры в этом случае ведут контроль. А франчайзер Суши Wok вместе с франшизой на оказание услуг в сфере общепита передает новому бизнес-партнеру подробную документацию: меню, технологическую и технико-технологическую карты. От франчайзи требуется вести деятельность по стандартам бренда, но выбирать поставщиков он может самостоятельно. Владелец бренда периодически контролирует деятельность партнера, в том числе совершает контрольные закупки, чтобы быть уверенным в должном качестве продукта.
Работа по франшизе под началом крупного бренда – это удобно и надежно. Большой выбор разнообразных франшиз позволяет предпринимателю найти ту нишу, в которой он разбирается и сможет зарабатывать. Но перед тем, как окунуться во франчайзинг, необходимо изучить бизнес-продукт и всё тщательно взвесить.