Компания Lotte, основанная корейским мигрантом в Токио в 1948 году для производства жевательной резинки, сегодня представляет собой глобальный конгломерат розничной торговли, гостиничного бизнеса и отдыха. Рассказываем, с чего все начиналось.
История компании Lotte
В 1941 году, во время Второй мировой войны, молодой кореец решил, что его амбиции выходят за рамки семейной свинофермы. После окончания средней школы Син Кюк Хо сел на корабль, выходивший из корейского портового города Пусан в Японию, мечтая стать писателем. Вместо этого он построит один из крупнейших конгломератов Южной Кореи ― бренд Lotte ― и станет известен как азиатский «магнат жевательной резинки».
Сегодня компания Lotte владеет глобальной сетью ресторанов быстрого питания, отелей и тематических парков. Ее 123-этажная штаб-квартира в Сеуле является шестым по высоте зданием в мире. Хотя Lotte и считается символом быстрого подъема Южной Кореи, история бренда сложна и неоднозначна.
Все началось с жевательной резинки
Сойдя с корабля в Токио, Син начал развозить газеты, пока учился в техническом колледже. Он взял себе японское имя Такео Сигэмицу, чтобы не слишком отличаться от своих однокурсников, а позже и от деловых партнеров.
Как и многие жители послевоенной Японии Син увлекся всем, что связано с Америкой. Увидев, как американские солдаты раздают детям жевательную резинку, он решил основать в Токио собственную компанию по производству жевательной резинки для японского рынка. Это можно назвать спорным решением для южнокорейца, мечтающего построить бизнес-империю, — до 1945 года Корея была японской колонией.
Компания Сина начала свою деятельность в 1948 году и производила жвачку под торговыми марками Cowboy и Mable Gum. Единственным следом его литературных мечтаний в будущей империи было имя Лотта. Его он позаимствовал у героини Гете ― Шарлотты из романа «Страдания юного Вертера».
Вскоре Син начал производить разные кондитерские изделия. В том числе шоколад Ghana, который популярен до сих пор. Его компания спонсировала телепрограммы и японскую бейсбольную команду Lotte Orions.
Успех Lotte в Японии был несомненным, а способность Сина добиваться успеха в стране, где этническая принадлежность была крайне важна, свидетельствовала о его упорстве.
В 1965 году Lotte получили подарок, которого так ждал Син, ― Япония и Южная Корея нормализовали дипломатические отношения. Это позволило компании проникнуть на родину Сина в 1967 году, в то время, когда Южная Корея переживала небывалый период роста.
За все приходится платить
Lotte быстро вошли в пятерку самых больших по величине чеболей ― семейных конгломератов ― в Южной Корее. Именно эти компании помогли превратить Южную Корею из одной из беднейших стран мира в экспортную державу и 12-ю по величине экономику мира.
Чеболи, такие как Lotte, получали выгоду от тесных связей с правительством, но у правительства Южной Кореи были свои требования. Южная Корея тогда находилась в состоянии холодной войны с Северной Кореей. Стремясь нарастить военную мощь, правительство обратилось к корпорациям с просьбой о помощи в производстве военных товаров. На первом месте в списке кандидатов стоял Син и его компания.
Син отверг предложение правительства, так начались долгие и сложные отношения между Lotte и южнокорейскими военными. Эти отношения в конечном итоге привели к разногласиям по поводу THAAD (Система защиты терминальной высотной зоны) в 2017 году, когда Lotte разозлили Пекин, разрешив развернуть американскую систему противоракетной обороны на одном из своих полей для гольфа.
Правительство Южной Кореи не оставило Lotte особого выбора в этом вопросе, что в конечном итоге обошлось компании в миллиарды долларов, когда Пекин, разгневанный потенциальной угрозой безопасности, начал неофициальный бойкот бренда Lotte, закрыв сотни магазинов под надуманными предлогами.
Новые рынки
В 1970-х и 80-х годах Lotte сосредоточились на зарубежной экспансии, построив фабрику в американском штате Мичиган и открыв офис в Чикаго, чтобы продавать жевательную резинку и печенье на рынок США.
Затем последовала экспансия Lotte в Азии и открытие дочерних компаний на растущих рынках Таиланда в 1988 году и Индонезии в 1993 году. В следующем году компания переместилась в Китай, а вскоре после этого начала аналогичные операции на Филиппинах и во Вьетнаме.
Маркетинговый успех
Бурно развивающаяся экономика позволяла южнокорейцам иметь больше свободного дохода, который они могли тратить на закуски, что привело к созданию таких продуктов как Pepero ― палочки печенья, обмакнутые в шоколад. В ответ была негативная реакция со стороны японского бренда Pocky, который изобрел подобную закуску в 1966 году, и заявил, что Lotte украли их идею. Но Pocky зашли в тупик в судебном разбирательстве, поскольку в то время в Южной Корее продавались только Pepero.
С Pepero Lotte добились маркетинговой победы, о которой большинство брендов могут только мечтать: целый день, посвященный их закуске. В День Pepero, который отмечается 11 ноября, молодые южнокорейцы выстраиваются в очередь, чтобы купить лакомства и разделить их с друзьями. По сообщениям СМИ продажи Pepero только за этот день составляют до 50 процентов от общего годового объема.
Но самый большой успех компании принесет возвращение Сина к истокам ― в индустрию жевательной резинки. С 1970-х годов проводились исследования так называемого ксилита — заменителя сахара, который хвалили за преимущества для зубов. Когда в 1997 году он был наконец лицензирован в качестве пищевой добавки, Lotte ухватились за возможность создать жевательную резинку с подсластителем, став первой в Японии компанией, которая это сделала. Продукт покорил корейский рынок как более здоровая альтернатива обычной жевательной резинке.
Lotte сегодня
Империя Lotte простирается далеко за пределы жевательной резинки и продолжает расти, но ее основатель больше не стоит у руля. Син стал последним из корейских магнатов, которым приписывают помощь в выведении страны из бедности после Корейской войны 1950-х годов.
В начале нового тысячелетия компания значительно расширила ассортимент продуктов и услуг. Удивительно, но бренд Lotte стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Компания занимается финансовыми и страховыми услугами, предлагает кредитные карты, имеет в своем портфеле сеть торговых центров, кинотеатров, собственный маркетплейс, небоскребы и мюзик-холлы, а печенье Choco Pie знакомы каждому жителю нашей планеты. Даже такой популярный бренд одежды как Uniqlo является частью конгломерата. Как же компании удалось достичь таких высот? По словам ее представителей успех основан на постоянных инновациях и разработках. Так что можно взять себе на заметку урок из истории Lotte и не бояться экспериментировать!