Некоторые начинающие предприниматели при покупке франшизы ошибочно считают, что их траты ограничатся лишь паушальным взносом. И неприятным сюрпризом становится новость, что инвестировать придется еще по нескольким статьям. От чего зависит размер инвестиций и во что еще придется вложить деньги, приобретая франшизу? Сейчас разберемся.
На что потребуются дополнительные финансы
Размер инвестиций зависит от раскрученности бренда и выбранной сферы. Без этих вложений не получится запустить франшизу. Но есть и хорошая новость – они с лихвой окупятся как только франчайзинговая точка раскрутится.
Из чего складывается базовая сумма инвестиций:
1. Паушальный взнос. Это главный платеж за франшизу – франчайзи получает право работать под брендом франчайзера, ноу-хау в виде отработанной схемы ведения бизнеса, технологий производства, списка поставщиков и партнеров, брендбука и т. д. Паушальный взнос, как правило, единовременный. Но иногда франчайзер дает возможность разбить платеж на несколько частей – в случае высокой стоимости франшизы. Бывает, что владелец бренда не взимает паушальный взнос. Это повод насторожиться: почему франчайзер отказывается от платы за свои наработки и разрешает безвозмездно работать от своего имени? Возможно, его франшиза не представляет никакой ценности на рынке.
2. Аренда помещения. Прогнозы на стоимость аренды составляют франчайзеры и чаще всего указывают их в рекламных буклетах. Стоимость аренды зависит от региона и локации помещения. Как правило, франчайзер помогает предпринимателю определиться с местоположением будущей франчайзинговой точки – от правильного выбора зависит финансовый успех заведения. Выбирая франшизу, ознакомьтесь с ценами на аренду коммерческих помещений, чтобы потом эта цифра не повергла вас в шок.
3. Ремонт и отделка помещения в соответствии с требованиями владельца бренда. Заведения, относящиеся к одной франшизе, должны соответствовать стилю, принятому в компании. Франчайзер предоставит информацию о необходимых строительных материалах, поставщиках световых приборов, мебели, напольных покрытий и т. д. Смету на ремонт/отделку лучше составить заранее, чтобы к моменту покупки франшизы иметь на руках расклад по предстоящим расходам.
4. Закупка оборудования. Стоимость оборудования владелец торговой марки тоже прописывает в коммерческом предложении. Один нюанс: уточните актуальность цен, а заодно узнайте, заложена ли доставка и обслуживание оборудования.
5. Закупка товара на реализацию. В рамках некоторых франшиз необходима закупка товара. Расходы в этом случае прогнозируемы: у владельца бренда есть полный список товаров с их стоимостью. Главное, как и в случае с закупкой оборудования, уточнить у франчайзера, входит ли доставка товара в указанную стоимость.
6. Проведение рекламной кампании. Для молодого бизнеса продвижение крайне важно. У ответственных владельцев бренда имеется разработанная маркетинговая стратегия. На переговорах с вашим будущим франчайзером уточните о наличии такой стратегии и размере маркетингового взноса за нее. Заодно поинтересуйтесь, разрешено ли самостоятельное продвижение. В этом случае стоит самому разобраться в инструментах продвижения и проконсультироваться с опытным маркетологом. Он подскажет, какой инструмент самый подходящий для вашего бизнеса. Стоимость рекламного продвижения варьируется в зависимости от стратегии. Поэтому важно заранее с нею определиться, чтобы понимать размер предстоящих инвестиций.
Партнерские точки, относящиеся к одной и той же франшизе, требуют разных вложений для открытия. На это влияет ряд переменных. Поэтому крайне желательно провести собственное исследование рынка и составить расчет необходимых затрат. Это, кстати, поможет предпринимателю быстрее вникнуть в бизнес: изучить конкурентов и понять потребности своих будущих клиентов.
Но даже при наличии точного расчета инвестиций нелишним будет иметь финансовую «подушку безопасности». Иногда возникают небольшие непредвиденные траты, для которых и пригодится отложенная «кубышка». На старте бизнесу довольно часто требуется дополнительная маркетинговая поддержка – и здесь тоже выручит предусмотрительно подготовленная вами «подушка безопасности».