Франчайзинг ― отличный способ начать бизнес, воспользовавшись преимуществами известного бренда и поддержкой со стороны франчайзера. Но для начала необходимо разобраться в том, что представляет собой франчайзинговый пакет. В этой статье расскажем о признаках качественно упакованных франшиз.
Идеально упакованная франшиза
Когда инвестируете во франшизу, у вас есть право знать, за что конкретно вы отдаете деньги. Если коротко, то платите вы за франчайзинговый пакет — комплексную информацию, которую франчайзеры предоставляют потенциальным франчайзи. Пакет должен включать все, что будущий партнер должен знать о бизнес-возможностях, первоначальных инвестициях, роялти, сроках окупаемости, обучении и поддержке.
Первое, что следует отметить, что пакеты различаются в зависимости от типа франшизы и сферы бизнеса. Не существует «одного размера, подходящего всем». Когда франчайзеры разрабатывают пакет, то основываются на опыте и экономической ситуации, а также предварительно анализируют рынок и конкурентов.
Хороший франчайзер предложит сочетание множества аспектов, которые помогут франчайзи начать бизнес легко и комфортно. Вот что обычно входит во франчайзинговый пакет.
Программа обучения
Франчайзер должен наметить комплексную программу обучения с подробным описанием каждого этапа. Создание такой программы ― крупная инвестиция для франчайзера. Чтобы отработать и описать все бизнес-процессы, приходится тратить много времени и ресурсов. Франчайзи берет на себя только расходы на проезд и проживание. Место и даты обучения согласовываются дополнительно.
Предстартовый маркетинг
Большинство франчайзеров заранее планируют маркетинговую кампанию перед запуском, чтобы франчайзи мог сразу же приступить к делу. Цель состоит в том, чтобы обеспечить активность клиентов в первый же день.
Кампания может включать локальный PR, раздачу листовок, рекламу в местной прессе, интернете и на радио. Исходя из опыта, франчайзер должен подсказать, какой из каналов коммуникации работает лучше всего.
Поддержка в день запуска
Команда франчайзера должна физически присутствовать в течение первых нескольких дней работы заведения с новым франчайзи. Это позволит максимально использовать возможности и исправить ошибки сразу же. А еще это отличный способ укрепить доверие и поделиться опытом между партнерами по франшизе.
База поставщиков
Большинство франчайзеров используют сторонних поставщиков, будь то компании по доставке, печать полиграфии, товары первой необходимости или любые другие услуги. В рамках стартового пакета новый франчайзи должен получить базу проверенных и надежных поставщиков и, возможно, некоторые заранее согласованные франчайзером скидки.
Бизнес-модель
Кажется очевидным, но хорошо проработанный бизнес-план и концепция имеют ключевое значение. Все это разрабатывается и адаптируется франчайзером в течение долгого времени. Важно, чтобы франчайзи с первого дня взял на себя ответственность и следовал указаниям владельца бренда.
Маркетинговая стратегия
Стратегический маркетинговый план лежит в основе успеха. Он включает в себя множество различных материалов, техник и каналов, которые франчайзер тестировал на протяжении многих лет. Франчайзи должны уметь читать, понимать и применять стратегию на своем локальном рынке. Плановый подход с первого дня работы имеет важное значение для роста бизнеса.
Руководство по эксплуатации
Инструкции и регламенты также входят в пакет и являются фундаментальной частью бизнеса франчайзи. Франчайзер обычно позволяет потенциальным партнерам ознакомиться с гайдлайнами и инструкциями, но часто такие документы представляют собой коммерческую тайну, поэтому детали франчайзи узнает только после подписания договора и начала обучения.
Красный флаг
Добросовестный франчайзер не скрывает информацию от своих партнеров, ему важно, чтобы франшиза успешно функционировала, развивалась и приносила прибыль как владельцу бренда, так и франчайзи. Поэтому информация во франчайзинговым пакете должна быть понятной, прозрачной и достоверной.
Например, если предоставляемые франчайзером материалы не содержат сведений о сроках открытия франчайзингового предприятия и его этапов, то это может свидетельствовать о том, что владелец еще не отработал процесс запуска новых точек. Также плохо, если нет ни слова про обучение и поддержку. Важно, чтобы франчайзер обозначил правила ведения бизнеса заранее. Ведь новые партнеры должны соблюдать установленные стандарты и не причинять ущерб репутации бренда.
Продуманное франчайзинговое предложение должно приглашать заинтересованных лиц к дальнейшим действиям ― заполнить заявку на сайте или отправить запрос на обратный звонок, чтобы получить дополнительную информацию. При общении с франчайзером крайне важно провести анализ, сопоставив информацию, предоставленную в первоначальном предложении, с тем, что рассказывает владелец бренда. Полное совпадение ― положительный сигнал, в то время как наличие множества дополнительных условий может свидетельствовать о нечестности.
Риски существуют в любом бизнесе, включая франчайзинг. Важно не только обращать внимание на бренд и упаковку, но и понимать, что скрывается за ними. Не торопитесь, принимая решение. Задавайте вопросы и проводите собственное исследование. Выбирайте с умом, тогда вы станете владельцем успешной франшизы.