В этом материале выясняем, как последствия пандемии, сложности с доставкой и проблемы с поставщиками сказались на российском рынке франчайзинга. И отвечаем на главный вопрос: где искать точки роста в турбулентные времена.
На наших глазах происходят тектонические сдвиги в индустрии франчайзинга. Еще не все местные предприниматели успели оправиться от пандемии, как посыпались одна за другой трудности ― сломанная логистика, уход с рынка многих поставщиков, партнеров и международных концернов.
Согласно данным franshiza.ru в стране на начало 2022 года работало 3095 франшиз. Эта цифра по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 15%. В конце февраля все резко остановилось и первые активности на рынке возобновились только в мае.
Эти месяцы мы пытались принять действительность, смириться и научиться жить по новым правилам. Получилось ли? Давайте разбираться. Вот несколько трендов индустрии, которые нам удалось обнаружить.
Здешнее лучше
Из-за ухода западных партнеров российские бизнесмены чаще стали обращать внимание на отечественные франшизы. В первую очередь их интересуют те, которые уже давно работают с российскими поставщиками и менее зависимы от иностранных рынков.
К слову, не все зарубежные бренды ушли из России, многие продолжают работу, не желая терять местных покупателей и клиентов.
Тренд на осознанность
Российские франчайзи стали более вдумчиво выбирать среди предлагаемых франшиз. Риск и азарт отошли на второй план, уступив место рациональности и ответственности.
Во-первых, это следствие «взросления» индустрии франчайзинга в нашей стране. А во-вторых, бизнесмены бояться все потерять в условиях нестабильности, поэтому тщательно просчитывают за и против.
Качество и количество растут
Требовательность со стороны будущих франчайзи положительно сказывается на качестве франшиз. Их владельцы, конкурируя друг другом за внимание франчайзи, детальнее прорабатывают предложения и внимательнее относятся к упаковке проектов и концепций.
Предпочтения, конечно, остаются на стороне компаний-долгожителей с хорошей репутацией. Регионы тоже не отстают. Там появляется все больше франшиз, спрос на которые по-прежнему есть.
Помощь от государства
Франчайзи могут участвовать в различных программах поддержки, инициированных федеральными или региональными властями, получать субсидии и льготы. У бизнесменов есть возможность вернуть часть затрат на оборудование, коммунальные платежи или даже компенсировать процент от паушального взноса.
Все свое берем с собой
Релокация ощутимо повлияла то, как стал развиваться франчайзинг. Закономерность простая: чем больше россиян переезжают в соседние страны, тем больше там бизнесмены открывают заведений, к которым привыкли наши соотечественники.
На российские франшизы в странах СНГ спрос был и раньше, но сейчас наметился отчетливый тренд на это.
Стало дороже
И это сказывается как на паушальном взносе, так и на первичных инвестициях в открытие точки. Тратить придется больше, несмотря на то, что владельцы франшиз стараются оптимизировать расходы и найти способы сэкономить, чтобы это не отражалось на качестве.
Наиболее популярными франшизами по-прежнему остаются те, при запуске которых можно уложиться в 1 миллион рублей.
Спрос на базу
Даже в кризисные периоды людям требуется закрывать первичные потребности. Поэтому предприниматели охотно открывают кафе-столовые, пекарни и булочные, кофейни, заведения формата на вынос. Большей востребованностью пользуются точки общепита мини-размера с недорогой, но понятной и проверенной едой.
Итак, главная проблемы для франчайзинга на сегодня ― поставщики и доставка. На этом можно потерять много денег. Cоветуем тщательнее выбирать франчайзера, отдавать предпочтение тем, кто долго работает на рынке и уже наладил контакты с надежными локальными поставщиками.