Франшиза: разбор в деталях

Франшиза ― слово, которое стало обыденным в мире предпринимательства, но не все знают, что именно оно означает. В статье мы рассмотрим самые важные аспекты франшизы и основные термины, которые помогут быстро разобраться в этом виде бизнеса. 

Франшиза: разбор в деталях

Франшиза ― понятие, которое звучит знакомо для многих, но не всегда до конца ясно, что именно оно означает. Сегодня мы разберемся, что такое франшиза на самом деле. В статье мы расскажем о концепции франшизы, ее сути и механизмах работы, а также раскроем значение основных терминов, связаны с этим видом предпринимательской деятельности.

Франшиза представляет собой модель бизнеса, которая позволяет предпринимателям использовать уже проверенный и успешный концепт, товары или услуги под брендом известной компании. Этот метод предпринимательства не только дает возможность создать собственный бизнес, но и открывает доступ к экспертизе, обучению, маркетинговой и управленческой поддержке. Иными словами, франшиза позволяет индивидуальным предпринимателям или малому бизнесу воспользоваться масштабами и репутацией крупных компаний.

Например, если вы захотели открыть кафе, то можете попробовать создать свой бренд с нуля. А можете купить франшизу известной компании в сфере питания и получить вывеску, знакомую аудитории, а также проработанное меню и необходимые инструкции.

Основные термины

Франчайзинг ― это вид коммерческой деятельности, при котором одна компания дает другой право использовать свой бренд, продукты, услуги, инновации, методы управления и др. на определенных условиях. 

Франчайзинг является схемой бизнеса, в которой франчайзи обязуется выполнять требуемые стандарты и руководствоваться установленными правилами франчайзера в обмен на поддержку, обучение, поставки товаров и другие преимущества. Это позволяет франчайзи создать собственный бизнес на основе успешной модели франчайзера и уменьшить риски, связанные с запуском собственного предприятия. 

Франчайзинг широко используется в различных отраслях, таких как ресторанный бизнес, розничная торговля, образование и пр. В России нет юридического определения данного термина. Чтобы законно урегулировать такие рыночные отношения, в большинстве случаев применяют договор коммерческой концессии.

Франчайзер ― компания или организация, которая предоставляет другим предпринимателям право на использование бренда, бизнес-модели, продуктов или услуг. Франчайзер является правообладателем товарного знака и владельцем ноу-хау, которые франчайзи использует для создания и управления собственным бизнесом.

Франчайзи ― физическое или юридическое лицо, которое приобретает у франчайзера право на использование его бренда, товаров, услуг и бизнес-концепции в определенной локации или регионе. Франчайзи становятся частью сети франчайзинговых предприятий и обязуются следовать стандартам и процедурам, разработанным франчайзером. 

Суб-франчайзи ― это предприниматель или компания, которая получает право использовать товары, услуги и бренд франчайзинговой компании от основного франчайзи. Суб-франчайзи работает как посредник между главным франчайзи и конечными клиентами. Он может предоставлять продукты или услуги, а также использовать торговую марку, методы работы и другие ресурсы франчайзинговой компании в оговоренном регионе.

Паушальный взнос ― платеж, который франчайзи обязан платить франчайзеру за право использовать его бренд, бизнес-модель, ноу-хау и поддержку. Этот взнос одноразовый и фиксированный, обычно взимается при подписании франшизного договора. Паушальный взнос варьируется в зависимости от франшизы. Как правило, он представляет собой компенсацию за использование бренда и бизнес-модели франчайзера, а также может покрывать расходы на обучение, оборудование, начальный запас товаров и другие стартовые расходы.

Роялти ― плата, которую франчайзи обязаны регулярно уплачивать франчайзеру в обмен на право использовать его бренд, бизнес-модель и поддержку. Роялти представляют собой процент от выручки или прибыли и оговаривается заранее.

Рекламные платежи во франчайзинге ― средства, которые франчайзер взимает у франчайзи с целью финансирования рекламных и маркетинговых кампаний на уровне бренда. Эти платежи используются франчайзером для рекламы, продвижения, поддержания единого внешнего вида и стиля фирменных магазинов или заведений, а также для развития маркетинговых стратегий, направленных на привлечение клиентов. Сумма платежа может быть фиксированной, либо зависеть от выручки. 

Виды франчайзинга

Хорошим примером товарного франчайзинга являются популярные розничные магазины. Этот вид франчайзинга можно разделить на два основных типа. В первом случае франчайзи получает право продавать продукцию франчайзера, а во втором он имеет возможность продавать товары под брендом франчайзера. Независимо от выбранного варианта, франчайзи может работать только на определенной и заранее согласованной территории. Пример товарной франшизы ― магазины H&M.

Производственный франчайзинг ― это редкий вид франчайзинга, который составляет менее 1% от общего числа франшиз на рынке. Он представляет собой передачу производственных технологий для изготовления продукта, при этом сохраняется товарный знак франчайзера. Впервые такой вид франчайзинга был опробован в нашей стране во времена СССР компанией PepsiCo.

Сервисная франшиза оперирует в сфере услуг, в отличие от товарной франшизы, которая связана с продажей товаров. Примером одной из наиболее известных сервисных франшиз в России можно назвать Bosch Car Service.

Деловая франшиза представляет собой самый развитый формат франчайзинга, в рамках которого франчайзи получает готовый бизнес. Франчайзер не только предоставляет право использовать свой бренд, но и полностью готовую бизнес-концепцию. Эта концепция включает в себя все аспекты, начиная от обучения сотрудников и предоставления необходимого программного обеспечения, заканчивая дизайном помещения. Один из ярких примеров такой франшизы ― Суши Wok, крупнейшая в России сеть магазинов японской и паназиатской кухни.

Формы франшизы

Прямой франчайзинг представляет собой традиционную форму, при которой франчайзи приобретает право у материнской компании открыть одну точку на ограниченной территории.

Региональный франчайзинг предоставляет франчайзи обширные территориальные права. Обычно эти права охватывают определенное муниципальное образование или административный район и дают франчайзи не только возможность вести бизнес, но и развивать его. Это включает в себя возможность расширения сети за счет привлечения суб-франчайзи. В этой форме франчайзинга франчайзер по-прежнему осуществляет контроль над основными процессами как и в случае прямого франчайзинга, однако дает франчайзи право на расширение сети в указанном регионе.

Мастер-франшиза представляет собой форму франчайзинга, которая чаще характерна для крупных компаний. В такой ситуации франчайзи фактически становится франчайзером для конкретной страны или группы стран. Пример такого типа франшизы ― Суши Wok в Польше.

Франшиза представляет собой уникальный и эффективный способ развития бизнеса, который позволяет предпринимателям использовать успешные концепции и бренды, созданные другими. Она позволяет предпринимателям строить собственные предприятия под защитой узнаваемого бренда.

Но важно помнить, что франшиза требует ответственности, преданности и строгого соблюдения стандартов, установленных франчайзером. И при правильном подходе она может стать мощным механизмом успеха и развития для обеих сторон ― франчайзера и франчайзи.

Заполните форму и узнайте больше
🇷🇺
🇹🇷
🇧🇾
🇰🇬
🇰🇿
🇦🇿
🇦🇲
🇬🇪
🇺🇿
🇱🇻
🇱🇹
🇪🇪
🇺🇦
🇵🇱
Благодарим за обращение!
Менеджер свяжется с вами в течение одного рабочего дня с 10 до 19 по московскому времени. Презентация франшизы будет отправлена вам на е-mail.
СОГЛАСИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ НА ОБРАБОТКУ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ИМ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Пользователь, оставляя свои данные на Интернет-сайте get.sushiwok.ru, а также заполняя форму обратной связи с персональными данными, принимает настоящее Соглашение на обработку персональных данных (далее – Согласие). Принятием (акцептом) оферты Согласия является заполнение формы с персональными данными в форме обратной связи на Интернет-сайте по адресу: get.sushiwok.ru. Пользователь дает свое согласие Индивидуальному предпринимателю Кисловец Марине Вячеславовне ОГРНИП 314784720400250, ИНН 78053448733, ОКТМО 40276565000, адрес: 198099, Санкт-Петербург, ул. Зои Космодемьянской, 21, 1, которой принадлежит Интернет-сайт get.sushiwok.ru и который расположен по адресу: get.sushiwok.ru, далее — Компания, на обработку своих персональных данных со следующими условиями: 1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием. 2. Согласие дается на обработку следующих персональных данных: 2.1. Персональные данные, не являющиеся специальными или биометрическими: фамилия, имя, отчество; адрес регистрации и проживания; номера контактных телефонов; адреса электронной почты; сведения об аккаунтах в социальных сетях; сведения об интересах. 3. Цель обработки персональных данных: исполнение договорных обязательств, проведение рекламных кампаний и маркетинговых исследований, в том числе смс и e-mail рассылок. 4. Основанием для обработки персональных данных являются: Ст. 24 Конституции Российской Федерации; ст.6 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных». 5. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передачу (распространение, предоставление, доступ); обезличивание; блокирование; удаление; уничтожение. 6. Передача персональных данных третьим лицам осуществляется на основании законодательства Российской Федерации, договора с участием субъекта персональных данных или с согласия субъекта персональных данных. Настоящим Согласием пользователь дает свое согласие на возможную передачу своих персональных данных третьим лицам. 7. Персональные данные обрабатываются до окончания обработки. Также обработка персональных данных может быть прекращена по запросу субъекта персональных данных. Хранение персональных данных, зафиксированных на бумажных носителях осуществляется согласно Федеральному закону №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» и иным нормативно правовым актам в области архивного дела и архивного хранения. Срок или условие прекращения обработки персональных данных: прекращение деятельности Компании, как юридического лица (ликвидация или реорганизация). 8. Согласие дается, в том числе на возможную трансграничную передачу персональных данных и информационные (рекламные) оповещения. 9. Согласие может быть отозвано субъектом персональных данных или его представителем, путем направления письменного заявления в адрес Компании. 10. В случае отзыва субъектом персональных данных или его представителем согласия на обработку персональных данных Компания вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах 2 – 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных» от 26.06.2006 г.