Если бы не франчайзинг, то никто бы не узнал о McDonald's, KFC, Burger King, Hilton и Marriott. Эти компании открывали некоторые филиалы собственными силами, а часть запускали с помощью франчайзи. Такая стратегия приносила прибыль и владельцам, и партнерам. Но любой бизнес должен развиваться, потому что конкуренты не дремлют, рынок меняется, а потребности клиентов растут.
Поэтому владельцы придумали удачное решение: сократить количество собственных точек и увеличить число партнерских. «Удачное?!» ― возразит кто-то. «Зачем отдавать хорошо работающие точки незнакомым людям, которых еще и обучить надо?» ― с недоверием спросит другой.
Да, на первый взгляд эта стратегия кажется нелогичной, но у нее есть преимущества. Вот они.
Финансовая выгода
Первая причина, зачем франчайзеру переводить корпоративные точки во франчайзинговые, ― деньги. Оно и понятно: чтобы открыть новую точку, нужны деньги на аренду помещения, ремонт, поиск персонала. Каждый шаг стоит дорого. В одиночку успешный франчайзер может потянуть два, три, десять, даже сотню своих заведений, но и у него наступит предел.
Дальше все просто. Когда франчайзер передает партнерам управление над своими филиалами, то освобождает часть денег. Теперь он может их вложить в другое:
запустить новые рекламные кампании, усилить обучение для франчайзи, добавить новинки в меню, сделать доставку быстрее, внедрить систему автоматизации. Это поможет франчайзеру и партнерам привлечь больше гостей, сократить ненужные расходы и увеличить прибыль.
Пример: McDonald's
За последние годы компания сократила собственную сеть, чтобы снизить расходы и привлечь новую аудиторию. В 2007 году 81% ресторанов управлялись франчайзи. В 2022 году показатель вырос до 95%. Стратегия сработала. В McDonald's запустили мобильное приложение, установили киоски для самостоятельного заказа в ресторанах и добавили в меню мясо на растительной основе для вегетарианцев. Еще они экспериментируют с искусственным интеллектом, чтобы повысить точность и скорость заказа.Правда, ИИ тесты провалила, и от ее использования отказались, но кто знает, состоялись бы эти тесты вообще, если бы компания выбрала другую стратегию развития.
Быстрый рост
Построить успешную сеть заведений самостоятельно ― это годы тяжелой работы. Чем она больше, тем владельцу сложнее выходить на новые рынки в одиночку ― ведь ресурсы ограничены. Обученные и мотивированные партнеры могут открывать точки за считанные месяцы. А еще франчайзи обычно хорошо знакомы с особенностями своей территории. Эти знания помогают запуститься быстрее и сразу начать зарабатывать.
Пример: Marriott International
Под брендом компании работают 8 785 отелей в 139 странах. Из них:
- 2 046 находятся под управлением Marriott, но не принадлежат им;
- 6 563 принадлежат и управляются франчайзи;
- лишь 50 объектов одновременно принадлежат и управляются Marriott.
Marriott делает ставку на местных франчайзи, поэтому гораздо быстрее конкурентов выходит на незнакомые рынки и открывает отели один за другим.
Фокус на главном
Когда предпринимателю не нужно управлять каждым филиалом самостоятельно, он бросает все силы, чтобы больше заботиться о партнерах и быстрее решать их проблемы. Все логично: чем больше зарабатывает франчайзи, тем больше зарабатывает и франчайзер.
Франчайзи сами решают вопросы с персоналом, логистикой и текущими процессами. Но это не значит, что франчайзер их бросает. Наоборот, владелец бренда как никогда заинтересован в успехе франчайзи. Поэтому он охотнее погружается в работу партнера, а если откажется ― потеряет доход от роялти.
Пример: Yum! Brands (KFC, Pizza Hut и Taco Bell)
Франчайзи принадлежит 98% заведений сети. Компания делает все, чтобы улучшать рабочие процессы и помогать партнерам. Yum! Brands усилили программу обучения: они развивают лидерские качества франчайзи, учат их разбираться во всех процессах в общепите и быстрее справляться с кризисами. Специалисты компании регулярно проверяют показатели эффективности партнеров и дают советы, что можно улучшить.
Теперь франчайзи сразу применяют знания в работе, прибыль растет, а клиенты уходят довольными.
Вывод, который напрашивается из этих историй, один. Не нужно бояться перемен. Компании должны развиваться: только так они останутся на плаву и выиграют у конкурентов. Перевод собственных точек во франчайзинговые необходим, чтобы создать мощную партнерскую сеть. Да и результат того стоит: лояльные клиенты, стабильный доход и хорошая репутация на рынке.