Если думаете о том, чтобы инвестировать деньги в открытие франшизы, вам нужно больше узнать о франчайзинговом пакете. Он необходим, потому что дает представление о процессах, которые франчайзи будет применять на практике. В этой статье мы объясним, что такое франчайзинговый пакет, и что в нем обычно содержится.
Что в пакете
Когда покупаете франшизу, у вас есть право узнать, за что платите деньги. Большая часть ответов на основные вопросы франчайзи содержится во франчайзинговом пакете — наборе материалов, инструкций, программ обучения и поддержки, на которые можно рассчитывать до, когда и после того, как станете франчайзи.
Пакет франшизы представляет собой схематический план, по которому ведется бизнес. Его цель — направить человека, не имевшего опыта ведения этого вида бизнеса, на путь устойчивого развития. Этот документ жизненно важен, потому что он содержит информацию о процессах, которые франчайзи будет применять на практике.
Большинство франчайзеров прилагают огромные усилия, чтобы составить пакет франшизы, который будет прост для понимания и реализации. Именно благодаря знаниям и помощи, которую франчайзеры оказывают своим партнерам, большой процент франшиз успешно работает уже много лет.
Первое, что нужно отметить, это то, что пакеты различаются в зависимости от типа франшизы и отрасли. Не существует универсального решения, поэтому франчайзеры разрабатывают свой пакет на основе опыта и потребностей бизнеса.
Стартовый пакет франшизы следует подробно обсудить до подписания франчайзингового соглашения, чтобы понять план действий на ближайшее время. Рассказываем, что должен содержать пакет франшизы, и какие преимущества можно от него ожидать.
Право на использование товарного знака
Регистрируя товарный знак, компания получает право на охрану имени, логотипа, слогана или любых других визуальных обозначений — никто не имеет права использовать товарный знак без согласия его владельца. Франчайзеры защитили свою торговую марку, и теперь никто не может использовать их «личность» без юридических последствий.
Франчайзи, подписывая договор франчайзинга, в пакете получают право использовать товарный знак конкретного франчайзера на законных основаниях. Это увеличивает шансы на успех в бизнесе и снижает затраты на маркетинг.
Ноу-хау
Ноу-хау франчайзера — это профессиональные знания и опыт в отношении конкретного продукта, производственного процесса и способов ведения бизнеса. Доступ к базе знаний франчайзера имеет важное значение, потому что франчайзинговые системы редко допускают одну и ту же ошибку дважды. На практике ноу-хау дает возможность применить различные знания и деловой опыт, накопленные франчайзером за многие годы.
Эти знания делятся на две категории: коммерческие и технические. Коммерческое ноу-хау связано с методами ведения бизнеса (организация продаж, предоставление услуг и пр.), а технологическое ноу-хау дает представление о методах производства (рецепты, регламенты, планы, спецификации и пр.).
Бизнес-модель
Это может показаться очевидным, но рабочий бизнес-план является ключевым элементом на старте бизнеса. Бизнес-модель, разработанную франчайзером, франчайзи будет адаптировать к своей территории и обстоятельствам.
Бизнес-план также может быть необходим для банков и других финансовых учреждений, если франчайзи планирует использовать заемные средства или гранты.
Руководство по ведению бизнеса
Операционное руководство является ключевой и фундаментальной частью бизнеса франчайзи — планом того, как его успешно вести. Вот некоторые пункты, которые регулируются данным документом:
- Описание системы франчайзера и философии бизнеса.
- Список правил, по которым действует та или иная франчайзинговая система.
- Список оборудования, необходимого для запуска франшизы.
- Описание организационной структуры (рабочее время, ценообразование, безопасность труда, обучение сотрудников и пр.).
- Формы различных договоров (служебные контракты, трудовые договоры и пр.).
- Справочник контактов ― телефоны поставщиков и других компаний, которые содействуют франчайзи.
Франчайзер предоставляет необходимое обучение и руководство по эксплуатации, но каждый франчайзи самостоятельно принимает решения относительно своего бизнеса. Если франчайзи не следует бизнес-модели, рекомендованной франчайзером, то он должен быть готов к тому, что такое поведение может привести к краху бизнеса и потере инвестиций.
Маркетинг перед запуском
Большинство франчайзеров планируют маркетинговую кампанию перед запуском, чтобы франчайзи мог сразу же взяться за дело. Цель состоит в том, чтобы привлекать клиентов уже с первого дня работы.
Сюда может входить информация о фирменном стиле, PR-стратегия, реклама в местной прессе и на радио, сайт, промоматериалы и пр. Существует множество различных каналов, и франчайзер должен знать, что лучше всего работает, основываясь на опыте.
Маркетинговая стратегия
Текущий маркетинговый план лежит в основе успеха. Он будет включать в себя множество различных материалов, техник и каналов, которые франчайзер опробовал на протяжении многих лет. Франчайзи должны уметь читать, понимать и затем применять стратегию на своей территории. Плановый подход с первого дня необходим для роста бизнеса.
В заключении заметим, что у каждого франчайзера обычно есть свой уникальный набор документов, которые он добавляет в пакет. Мы в Суши Wok особое внимание уделяем технологической документации. Потенциальный партнер получает не только готовое меню, но и технико-технологическую карту. Этот документ содержит требования к качеству ингредиентов и их хранению, рецептуре и пищевой ценности. В пакете документов также присутствует технологическая карта, которая подробно описывает процедуры приготовления, оформления и подачи блюд, а также устанавливает стандарты расхода продуктов.
Мы понимаем, что в большинстве случаев франчайзи не имеет большого предпринимательского опыта, знаний о бизнесе и о том, как он работает. Поэтому наши партнеры получают не только стартовый франчайзинговый пакет, но еще обучение и постоянную поддержку. Кроме того, мы собираем информации о рынке и конкурентах, которой затем делимся с франчайзи.
Добьетесь ли вы успеха в бизнесе по франшизе, зависит от вас и вашей готовности соблюдать договор. Правильное применение системы франчайзинга увеличивает шансы на успех во много раз.