Положения о штрафных санкциях являются важными аспектами соглашений о франчайзинге. Как убедиться, что вас не обманут? За что может оштрафовать франчайзер? Рассказываем обо всем в этом материале.
Приобретая право запустить и развивать бизнес от имени известного бренда, франчайзер также берет на себя ряд обязательств, которые должен неукоснительно соблюдать. Кому-то требования могут показаться нелогичными и необязательными к исполнению, но это не так. Рассказываем, кто и для чего придумывает эти правила, зачем нужны штрафы и как их избежать.
Зачем это нужно
Представьте франчайзи, который купил пекарню по франшизе, получил технологические карты, рецептуры и инструкции от франчайзера. Но вдруг он захотел внести, как ему показалось, небольшие корректировки в рецепт популярных в этой сети пекарен булочек с корицей, а заодно заменить ингредиенты для тортов на более дешевые. Клиенты такие нововведения не оценили, выручка по многим позициям упала, лояльные ранее покупатели пишут гневные отзывы и жалуются на ужасное качество выпечки. Плохая репутация одной пекарни теперь сказывается еще и на заведениях других партнеров. Справедливо или это? Вряд ли.
Франчайзер заинтересован в четком соблюдении правил и инструкций со стороны франчайзи, чтобы качество продукта или услуги не менялось от партнера к партнеру. Он годами выстраивал рабочие процессы и понимает, от чего зависит успех. Поэтому владелец бренда вправе прописать в договоре пункт о штрафных санкциях.
Несмотря на название, самая важная их функция заключается не в том, чтобы нажиться на партнере, регулярно собирая с него штрафы. В первую очередь они существуют для того, чтобы служить сдерживающим фактором для франчайзи, у которых может возникнуть соблазн нарушить обязательства и принимать важные для бизнеса решения без обсуждений с владельцем бренда.
Как избежать штрафа
Очевидно, лучший способ избежать каких-либо штрафных санкций ― не нарушать договор, установить хорошие рабочие отношения с франчайзером и попросить опытного юриста проверить соглашение.
Последний пункт особенно важен. Без четко прописанных условий по штрафам ни одни франчайзер не вправе требовать уплаты штрафов. Поэтому правило номер один ― заключайте договор, не надейтесь на устные обязательства. Правило номер два ― фиксируйте любые денежные договоренности (штрафы, роялти и пр.): кто, за что, когда и сколько платит.
И, наконец, в любом договоре о покупке франшизы должны быть указаны права и обязанности обеих сторон. Если франчайзер обещает передать партнеру инструкции, предоставить доступ к базе клиентов, обеспечить рекламными материалами и обучить персонал, нужно убедиться, что все эти пункты отображены в договоре.
Причины для штрафа
Частая причина для штрафов со стороны франчайзера ― задержка выплаты роялти (платеж за право использовать лицензию). Более того, несвоевременные выплаты влекут за собой не только штраф, но и могут стать основанием для досрочного расторжения соглашения о партнерстве.
Всегда советуем франчайзи планировать бюджет таким образом, чтобы на первом месте была выплата роялти. Сводите финансовые риски к минимуму: откажитесь от долгих периодов простоя, заключайте договоры аренды напрямую с владельцами помещений, ищите надежных поставщиков.
Покупая франшизу, главное помнить, что есть правила игры, которые должен соблюдать как владелец бренда, так и франчайзи. Если партнер подписывает договор, то он соглашается выполнять все требования франчайзера и не станет заниматься самодеятельностью. Только в этом случае возможно долгое и прибыльное для обеих сторон сотрудничество.