У новоиспеченного бизнесмена, купившего франшизу, эмоции бьют через край. Полный набор впечатлений: от растерянности до восторга. В такие моменты люди часто принимают импульсивные решения. И далеко не всегда они бывают правильными.
Расскажем, про стадии, через которые проходят большинство предпринимателей. И объясним, как справиться с эмоциями, не навредив бизнесу.
Предвкушение покупки – пылкая влюбленность!
Будущий коммерсант настолько окрылен мечтой владеть бизнесом, что не задумывается о каких-либо подводных камнях. Непорядочные франчайзеры этим активно пользуются, убаюкивая бдительность потенциального партнера рассказами о сверхприбыли, намеренно умалчивая о возможных сложностях.
Реальность такова, что ведение дел по франшизе начинается до ее покупки – это предварительное исследование. Расскажем реальный случай: предприниматель купил франшизу у компании, оказывающей услуги по ремонту помещений. Незадолго до приобретения он попросил франчайзера о беседе с действующими партнерами. Продавец ответил, что сейчас все заняты и не могут уделить время. После заключения договора выяснилось, что никаких других партнеров не существовало в природе. И это еще полбеды: франшиза оказалась недоработанной. Франчайзи попробовал по ней вести бизнес. Это оказалось невозможно, потому что франшизу постоянно «улучшали». Предпринимателю пришлось спешно от нее избавляться.
При выборе франшизы обязательно поговорите с другими франчайзи. Только они могут рассказать обо всех трудностях, с которыми сталкивались. Так вы оцените риски и примете обдуманное решение, покупая франшизу.
Приобретение франшизы – яркие чувства!
Чрезмерный оптимизм и ожидание стремительного финансового успеха могут навредить. Франчайзи уже примерил новую роль партнера и жаждет 100 % внимания от франчайзера. На этой стадии владелец бренда знакомится с новым участником, строит с ним профессиональные и доверительные отношения, поэтому уделяет новичку много внимания. Но нельзя забывать, что франчайзер не сможет полностью вести дела за партнера, иначе такой бизнес ему невыгоден. Он может направлять, помогать и давать рекомендации с советами. Поэтому на помощь владельца рассчитывать можно, но необходимо также и обретать самостоятельность.
Первые трудности – кризис амбиций
Предприниматель, столкнувшийся с первыми трудностями, часто измученный, злой и разочарованный. Некоторые, находясь в таком состоянии, начинают винить франчайзера во всех бедах, спорят с ним и намеренно отклоняются от рекомендованной стратегии. Случается, что они задерживают платежи по роялти, а это может привести к конфликту сторон.
Как справиться с положением? Важно помнить, что у владельца бренда большой опыт, он точно не собирается погубить бизнес. Поэтому необходимо прислушиваться к его советам.
У крупных брендов есть сильные отделы аналитики, которые могут вовремя распознать проблему и дать рекомендации по выходу из кризисного положения. Франчайзер тоже следит за показателями всех точек сети.
Сотрудничество по франшизе подразумевает доверие к владельцу бренда и работу без самодеятельности. Есть пример, когда франчайзи без предупреждения ввел в меню новые блюда, затем ему пришлось сворачивать бизнес.
Принятие
Дойдя до этой стадии, предприниматель успевает ощутить поддержку франчайзера и убедиться в результативности рекомендаций. Развивается взаимовыгодное сотрудничество, к которому партнеры идут с момента заключения договора. Теперь они вместе совершенствуют бренд и зарабатывают.
Предпринимателю на каждой стадии необходимо запастись доверием к франчайзеру, тогда диалог между ними будет особенно эффективным.
Цитатный блок: Перед покупкой франшизы уточните, имеется ли консультационная поддержка.
Четвертая стадия не предполагает почивания на лаврах, за ней последуют другие этапы развития бизнеса. Это непрерывный труд.