Бизнес Деда Мороза

От языческих корней к народной славе: рассказываем историю Деда Мороза в России. Как этот удивительный персонаж стал символом Нового Года? Почему у него такая противоречивая биография? Сколько у него имен и как он зарабатывает? Узнаете из нашей новой статьи. 

Бизнес Деда Мороза

Дед Мороз ― символ не только праздника, но и детства, чудес, добра. Каждый Новый год он снова и снова приходит в дома, наполняя их волшебством и ощущением радости. Дед Мороз стал неотъемлемой частью нашей праздничной жизни. 

В этой статье мы решили рассказать, когда возник этот персонаж, историю его эволюции, а также о том, как Дед Мороз стал брендом и на чем он зарабатывает. Давайте погрузимся в мир главного новогоднего волшебника и узнаем, что делает его таким любимым и неповторимым.

Как появился персонаж 

Герой, известный как добрый Дедушка Мороз, появился около ста лет назад. Он известен тем, что приносит подарки детям, слушает стихи, морозит руки и поет песни о маленькой елочке. Однако и до этого существовало множество других волшебных персонажей.

Эпоха язычества давно ушла в прошлое, но русские крестьяне все еще с особым уважением относились к зимнему духу ― Морозу. Вот только в то время он был моложе и не такой добродушный: Богатырь Мороз покрывал водоемы льдом и мог заморозить посевы или путников. Поэтому, чтобы умилостивить зимнего духа, ему приносили дары ― еду.

Бренду быть

В европейских странах традиция одаривать детей на Рождество была связана с Николаем Угодником. А чем русские дети хуже? И вот во второй половине 19 века в Российской империи появился запрос на подобного сказочного героя.

Первым кандидатом на эту роль стал персонаж немецкого фольклора по имени старый Рупрехт. Он известен с 17 века и обычно занимался тем, что сопровождал Святого Николая. Рупрехт раздавал детям подарки, но далеко не всем. Вначале он беседовал с ребятами, но спрашивал не о том, как они себя вели, а интересовался, умеют ли они молиться. Те, кто умел, получали подарки, а остальных ждало наказание ― удар сумкой с пеплом.

Святой Николай также претендовал на роль сказочного героя для русских детей. Именно на основе его жития возникла традиция дарить подарки на Рождество. Николай однажды помог трем девушкам на выданье, подбросив им мешочки с золотом в качестве приданного. Подарки он подбрасывал через окно (или по другой версии через дымоход), а мешочки попадали в чулки, сохнущие на камине. Так и появилась знаменитая традиция развешивать носки на Рождество.

Но ни одному из этих персонажей не суждено было прижиться среди русских детей. Им было нужно что-то другое. Поэтому появился Морозко, Трескун или Студенец ― добрый и пожилой укротитель зимы. К началу 20 века благодушный Дед с мешком подарков был знаком почти каждому ребенку. Обычно его называли Морозом или иногда Морозом Ивановичем, часто изображали на открытках и приглашали на праздничные мероприятия.

Смена курса

В 1929 году был введен запрет на празднование Рождества, что привело к временному отходу от популярных традиций прошлого: елка и Дед Мороз стали считаться неуместными символами для советских детей. Однако затем возникла идея избавить любимого персонажа от всякого религиозного контекста.

Парадоксально, но именно государственная антирелигиозная политика так популяризовала Деда Мороза. Желание отказаться от празднования Рождества и всех связанных с ним традиций, включая елки, игрушки и подарки, привело к переосмыслению самого праздника и его главного персонажа в 30-е годы. 

В 1935 году газета «Правда» опубликовала статью члена Президиума ЦИК СССР П. П. Постышева с предложением организовать празднование наступающего 1936 года с соответствующими атрибутами. Так Дед Мороз получил официальный статус, который с тех пор и не менялся. А в 1937 году на новогодней елке в Доме Союзов Дед Мороз появился уже вместе со Снегурочкой. Советским детям очень полюбилась внучка и главная помощница Деда Мороза. С того времени эти неразлучные персонажи стали неотъемлемой частью нашей культуры.

Биография, которой не было

Со временем образ Деда Мороза стал обрастать подробностями. Множество предпринимателей стремились каждый по-своему заработать на известном персонаже, поэтому нередко о нем рассказывали противоречивые факты. Например, Архангельск изначально считался родиной Деда Мороза. В начале 90-х годов там были зарегистрированы компании «Дом Деда Мороза» и «Почта Деда Мороза». 

Представители Лапландского заповедник на Кольском полуострове в свою очередь заявили, что Лапландия принадлежит Деду Морозу. А в середине 90-х годов персонаж еще получил официальную резиденцию в Великом Устюге, поэтому город тоже стал претендентом на звание родины Деда Мороза.

Предприниматели окончательно запутались, но выход все же нашли: если персонаж сказочный, то он может существовать во многих местах одновременно. Однако идея с Великим Устюгом оказалась наиболее удачной. Сейчас большинство жителей России уверены, что Дед Мороз родом из Великого Устюга. Это положительно сказалось на развитии города: уровень безработицы снизился, а поток туристов увеличился (и не только зимой). В 1999 году в Великом Устюге открылась главная достопримечательность ― «Дом Деда Мороза», а с 2005 года там отмечают день рождения Деда Мороза ― 18 ноября.

Индустрия развлечений, всегда ориентированная на рынок, начала зарабатывать на сказочном персонаже еще в советское время. Со временем появилось все больше способов сделать бизнес на новогодней сказке: артисты, аниматоры, одежда и аксессуары с символикой, сувениры, костюмы Дедов Морозов и Снегурочек, подарочные наборы, использование образов героев для рекламы товаров и услуг ― вариантов бесконечно много! Прибыльный новогодний бизнес продолжает развиваться.

Заполните форму и узнайте больше
🇷🇺
🇹🇷
🇧🇾
🇰🇬
🇰🇿
🇦🇿
🇦🇲
🇬🇪
🇺🇿
🇱🇻
🇱🇹
🇪🇪
🇺🇦
🇵🇱
Благодарим за обращение!
Менеджер свяжется с вами в течение одного рабочего дня с 10 до 19 по московскому времени. Презентация франшизы будет отправлена вам на е-mail.
СОГЛАСИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ НА ОБРАБОТКУ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ИМ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Пользователь, оставляя свои данные на Интернет-сайте get.sushiwok.ru, а также заполняя форму обратной связи с персональными данными, принимает настоящее Соглашение на обработку персональных данных (далее – Согласие). Принятием (акцептом) оферты Согласия является заполнение формы с персональными данными в форме обратной связи на Интернет-сайте по адресу: get.sushiwok.ru. Пользователь дает свое согласие Индивидуальному предпринимателю Кисловец Марине Вячеславовне ОГРНИП 314784720400250, ИНН 78053448733, ОКТМО 40276565000, адрес: 198099, Санкт-Петербург, ул. Зои Космодемьянской, 21, 1, которой принадлежит Интернет-сайт get.sushiwok.ru и который расположен по адресу: get.sushiwok.ru, далее — Компания, на обработку своих персональных данных со следующими условиями: 1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием. 2. Согласие дается на обработку следующих персональных данных: 2.1. Персональные данные, не являющиеся специальными или биометрическими: фамилия, имя, отчество; адрес регистрации и проживания; номера контактных телефонов; адреса электронной почты; сведения об аккаунтах в социальных сетях; сведения об интересах. 3. Цель обработки персональных данных: исполнение договорных обязательств, проведение рекламных кампаний и маркетинговых исследований, в том числе смс и e-mail рассылок. 4. Основанием для обработки персональных данных являются: Ст. 24 Конституции Российской Федерации; ст.6 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных». 5. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передачу (распространение, предоставление, доступ); обезличивание; блокирование; удаление; уничтожение. 6. Передача персональных данных третьим лицам осуществляется на основании законодательства Российской Федерации, договора с участием субъекта персональных данных или с согласия субъекта персональных данных. Настоящим Согласием пользователь дает свое согласие на возможную передачу своих персональных данных третьим лицам. 7. Персональные данные обрабатываются до окончания обработки. Также обработка персональных данных может быть прекращена по запросу субъекта персональных данных. Хранение персональных данных, зафиксированных на бумажных носителях осуществляется согласно Федеральному закону №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» и иным нормативно правовым актам в области архивного дела и архивного хранения. Срок или условие прекращения обработки персональных данных: прекращение деятельности Компании, как юридического лица (ликвидация или реорганизация). 8. Согласие дается, в том числе на возможную трансграничную передачу персональных данных и информационные (рекламные) оповещения. 9. Согласие может быть отозвано субъектом персональных данных или его представителем, путем направления письменного заявления в адрес Компании. 10. В случае отзыва субъектом персональных данных или его представителем согласия на обработку персональных данных Компания вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах 2 – 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных» от 26.06.2006 г.